В условиях кризиса высшим органам финансового контроля предстоит пересмотреть подходы к оценке процессов управления собственностью и стоимостью активов, а также к оценке их влияния на прогресс.
Об этом вчера заявил председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, выступая на 15-м заседании Рабочей группы Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) по аудиту приватизации, экономическому регулированию и государственно-частному партнерству.
В преддверии лондонского саммита "группы двадцати" аудиторы всех стран стремятся внести свой вклад в восстановление устойчивости мировой экономики, в разработку механизмов новой финансовой архитектуры мира. И вчера Сергей Степашин выступил с рядом конкретных предложений.
К началу кризиса, отметил глава Счетной палаты, в России практически завершена программа приватизации национальных активов. Впереди - решение масштабных задач по приватизации российских земель, эффективность которой во многом будет зависеть от результатов реформы системы учета, регистрации собственности и прав на нее. Если вчера в центре внимания контролеров была эффективность приватизации дорогостоящих объектов госсобственности, то сегодня для них актуальна оценка возможных последствий деприватизации частных проблемных активов и связанных с ними рисков.
Сергей Степашин уверен, что такая диалектика частно-государственного партнерства не позволяет высшим органам финансового контроля оставаться в роли статистов. И предъявляет новые требования к стандартам аудита, бухгалтерского учета и системе рейтингов. Это не только их долг перед налогоплательщиками, но и реальный вклад в антикризисные меры правительства.
Однако кризис - это не только новые риски, но и новые возможности. С одной стороны, отмечает глава Счетной палаты, он открывает окно возможностей для уменьшения дифференциации качества жизни за счет более справедливого распределения тяжести кризиса между регионами и социальными группами. С другой стороны, усиливает риски социальной дифференциации вследствие новых неэффективных слияний и поглощений. А это уже вопрос социальной стратегии и дееспособности экономических властей, оценка эффективности которых с точки зрения компетенции высших органов финансового контроля (ВОФК) объективно необходима. И сегодня крайне важно, чтобы они содействовали справедливому распределению тяжести кризиса между регионами и социальными группами. К сожалению, заметил глава высшего контрольного ведомства страны, сейчас наблюдается рост доходов работников финансовой сферы при существенном снижении уровня доходов и росте безработицы в реальном секторе. Это, конечно, не "золотые парашюты" Уолл-стрит, но жить по принципу "для кого кризис, а для кого мать родная" непозволительно никому и нигде.
В свою очередь, Международная организация высших органов финансового контроля должна активно содействовать формированию новой архитектуры финансовых институтов, а также объективной оценки эффективности движения капиталов и собственности. Это особенно важно, если учесть, что основной причиной кризиса явились процессы, приведшие к масштабному дисбалансу между объемами финансовых инструментов и фундаментальной стоимостью реальных активов. Сегодня ИНТОСАИ образовала специальную Рабочую группу во главе с представителем США для изучения причин и последствий кризиса, мандат которой, безусловно, должен отличаться от мандата аналогичной группы Мирового банка. У организации свои задачи и своя зона ответственности.
Роль ВОФК Сергей Степашин прежде всего видит в развитии объективной и действенной системы внешнего контроля. Пока же в рамках сложившейся экономической метрики многочисленных индикаторов и индексов капитализация реальных активов, к примеру Дальнего Востока (там, как известно, сконцентрированы колоссальные запасы природных ресурсов России и значительные производственные фонды), оценивается в десятки тысяч раз меньше, чем капитализация Южной Кореи, и в сотни тысяч раз меньше, чем Японии. Если учесть, что эти ресурсы составляют огромный потенциал для создания новой прибавочной стоимости, то с данными оценками трудно согласиться.
Необходимо решать задачи эффективного управления активами в рамках государственно-частного партнерства как на национальном, так и транснациональном уровнях, считает Сергей Степашин. Крайне важно понимать, какие частные лица, в каком государстве будут приобретать обесцененные в период кризиса ключевые национальные активы и где в посткризисную эпоху будут создаваться рабочие места и формироваться новые центры экономической силы. Для России это означает возможность вовлечения в хозяйственный оборот не легализованной до сих пор значительной части имущественного комплекса. При этом важной антикризисной мерой могло бы стать принятие нулевой ставки налога на используемую в соответствии с предназначением частную собственность, стоимость которой не превышала бы уровня, соответствующего уровню жизни среднего класса, и на срок не менее десяти лет.
Глава Счетной палаты напомнил точку зрения таких известных экспертов, как нобелевский лауреат Джозеф Штиглиц и перуанский экономист де Сото, которые считают, что потенциальная стоимость нелегализованных активов "окраинных" стран может достигать десятков триллионов долларов. Совместные меры по их легализации, по оценке главы Счетной палаты, могут дать неплохой шанс для обеспечения виртуальных финансовых инструментов вполне реальными активами.
Институт собственности, по мнению Степашина, является одним из ключевых факторов модернизации национальных и мировой экономик и, следовательно, важным фактором преодоления кризиса. Поэтому наряду с модернизацией системы экономического регулирования необходимо развитие новых подходов, включая формирование новых индикаторов, чувствительных к процессам трансформации отношений собственности, а также методик и стандартов их объективной оценки. Будущая экономика должна стать экономикой реальных ценностей.
Для достижения этой цели, считает Степашин, необходимы кооперация и координация интеллектуальных усилий как членов Рабочих групп ИНТОСАИ, так и групп экспертов других международных организаций. Что касается Рабочей группы, то ее первым шагом могло бы стать формирование реестра ключевых индикаторов для оценки фундаментальной стоимости активов и референсной ссылочной модели процессов аудита в сфере приватизации, экономического регулирования и государственно-частного партнерства.