18.03.2009 05:00
    Поделиться

    Развитие внутреннего туризма в России напрямую зависит от поддержки государства

    Туристическая отрасль - одна из самых молодых и динамично развивающихся отраслей экономики России. Неудивительно, что власти придают ее развитию особое значение, тем более в период кризиса. На прошлогоднем совещании в городе Угличе президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что Россия имеет все возможности стать ведущей туристической державой. Именно в туризме заложена одна из так называемых точек роста для многих российских регионов.

    Оперативная статистика за 2008 год свидетельствует о положительной динамике основных показателей туристской деятельности в России. Объемы как въездного, так и выездного туристических потоков по сравнению с 2007 годом возросли. Вместе с тем огромный потенциал России до конца не используется. Природное и климатическое разнообразие нашей страны позволяет развивать практически все виды туризма: пляжный, культурно-познавательный, круизный, экологический, сельский, активный, приключенческий, а также санаторно-курортный и оздоровительный. По оценкам Всемирной туристической организации (UNWTO), Россия может при соответствующем уровне развития инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных туристов в год. А между тем сейчас на ее долю приходится всего лишь 7-8% от общемирового числа туристских прибытий. Сдерживающими факторами как въезда иностранных туристов в Россию, так и развития внутреннего туризма официальные туристические власти называют несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую отрасль, недостаточное развитие туристской инфраструктуры, небольшое количество гостиниц туристского класса, низкое качество оказываемых услуг, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие эффективной региональной инвестиционной политики и др.

    - Чтобы развивать российский туризм, нужны государственные вложения в инфраструктуру, политика государства должна быть конкретно направлена на развитие туризма, - говорит Мария Малышева, эксперт компании "Пак Групп". - Пока этого не произойдет, наши подмосковные горнолыжные центры так и будут предлагать гражданам отдых по цене альпийских курортов, не имея на то никаких оснований, если говорить о соотношении цена - качество.

    "Если мы будем сравнивать цены и качество, например, в Греции и в Сочи, то в Греции в целом отдых окажется дешевле и качественней, - говорит Евгений Судьбин, заместитель директора компании "АсентТрэвел". - Конечно, турист выберет Грецию. Мало скорректировать цены на гостиницы - важно снижение цены во всей инфраструктуре курорта. И если опять же сравнивать Грецию с Сочи, то цены на проживание в греческих отелях сопоставимы с ценами в местных ресторанах, что вовсе не наблюдается на наших курортах".

    Конечно, кризис не мог не повлиять на развитие туристической отрасли, которая в течение четырех лет успешно развивалась, показывая высокие результаты. По данным минэкономразвития, темпы роста числа туристических поездок в 2008 г. снизились с 8,3% в первом квартале, до 2,6% во втором квартале, а в августе этот показатель составил лишь 1%.

    Как рассказывают крупнейшие туроператоры - члены Ассоциации туроператоров России (АТОР) - кризис начал ощущаться в ноябре 2008 года. В четвертом квартале 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года больше всего "пострадали" массовые направления, Турция, Египет, ОАЭ. По разным оценкам, спад спроса на этих направлениях составил 29-35%. Причем пик спада пришелся на конец октября-начало ноября 2008 года. Интересно, что отмечают туроператоры: падение спроса началось в октябре. Тогда внимая потоку информации о кризисе, в том числе и со стороны СМИ, россияне опасались тратить деньги, но когда в середине ноября никаких критических изменений не произошло, граждане задумались о том, как провести новогодние каникулы. И предновогодний период был, как обычно, отмечен высоким спросом.

    "В конце ноября-начале декабря начался большой наплыв клиентов, россияне решили, что надо ехать отдыхать, в результате даже образовался дефицит как перевозки, так и гостиничных мест, что было вызвано корректировкой программ в связи со снижением спроса в начале осени", - рассказывает Мария Малышева.

    "Что касается новогодних продаж, то их можно считать вполне успешными, - говорит Евгений Судьбин, - горнолыжные туры были распроданы полностью, и наблюдалась глубина бронирования".

    Успешным зимний сезон в Болгарии и других странах Восточной Европы называет и Ирина Петрова, генеральный директор туристической компании "Солвекс".

    Вместе с тем Мария Малышева отмечает, что та тенденция, которая наблюдалась в туризме последние несколько лет и которой так радовались туроператоры, - планировать отдых заранее - сейчас практически прекратилась. Россияне принимают решение о поездке в последний момент.

    Вместе с тем Ирина Петрова отмечает раннее бронирование путевок на российские курорты. "С чем это связано, сказать сложно. Скорее всего, это непонимание, в каком коридоре в дальнейшем будет евро или доллар, а с рублевыми ценами потребителю ситуация более понятна. И многие туристы стремятся заранее оплатить свой отдых, застраховавшись от изменений курсов валют".

    Среди экзотических направлений в числе лидеров по снижению спроса оказался Таиланд: по предварительным оценкам, поток из России упал на 20%. Здесь туроператоры отмечают не только влияние кризиса, но еще и политические события, которые развернулись в Таиланде в начале декабря. Из европейских направлений серьезное снижение спроса, по данным АТОР, испытала Чехия - от 15 до 30% у разных операторов. Что касается экзотических направлений, если исключить провальный Таиланд, то снижение спроса небольшое - в пределах 2-5%. По словам Марии Малышевой, туристы, которые любят экзотику, так же как и горнолыжники, откажутся от своих пристрастий в последнюю очередь.

    Впрочем, есть направления, которые, несмотря на экономическую ситуацию и довольно высокую стоимость, пользовались растущим спросом у граждан России. Прежде всего это Израиль, спрос на который до начала военных действий 27 декабря увеличивался ежемесячно. Конечно, немаловажную роль тут сыграла отмена визового режима между двумя странами. В среднем прирост за последние три месяца прошлого года составил от 15 до 60% у разных операторов.

    Об общем спросе на горнолыжные программы можно сказать то же самое - он стабилен и даже несколько увеличился. Австрия, Италия, Франция, Швейцария - количество российских туристов, купивших туры в эти страны, возросло на 10%, 20-25%, 5-10% и 3% соответственно.

    Что же касается спроса на внутреннем рынке, то, как отмечает АТОР, наиболее существенный спад испытали на себе корпоративные и инсентив-поездки по России. По оценкам операторов, за последние три месяца прошлого года спрос на такого рода поездки снизился на 40-70%. Операторы также отмечают снижение спроса на частные и индивидуальные поездки.

    По словам Марии Малышевой, те, кто раньше имел средства заказывать индивидуальные туры, переместились в сегмент групповых путешественников. В индивидуалах остались лишь VIP-туристы, которые составляют совсем небольшую долю.

    Эксперты туристического рынка полагают, что в кризисной ситуации есть и положительные моменты, она может стать стимулом для развития национальной туристической отрасли. Так, рецессия, сопровождающаяся падением курса национальных валют, повышает интерес к продуктам и услугам внутреннего туризма. По мнению сотрудников минспорттуризма, этот фактор необходимо использовать для переориентации массовых туристских потоков с международного на внутренний туризм.

    По оценкам специалистов, внутренний туристский поток к 2012 году возрастет до 38,5 млн человек. Эксперты туристического рынка согласны, что внутренний туризм в России будет развиваться в кризисное время. В то же время внутренний продукт, как отмечает Владимир Канторович, первый вице-президент АТОР, сегодня интересен российскому туристу из-за девальвации рубля. Вместе с тем снижаются рублевые цены на гостиницы в Москве и Санкт-Петербурге, что прежде всего привлекательно для иностранных гостей. Что же касается российских курортов, то там снижать цены не торопятся, и, учитывая растущий спрос на наши курорты, который может превысить предложение, следствием может быть отсутствие конкуренции и перспектива снижения качества обслуживания.

    Поделиться