18.03.2009 04:00
    Поделиться

    Анатолий Ярочкин: Кризис заставил россиян переориентироваться на внутренний туризм

    Туризм, как и другие отрасли экономики, сегодня переживает тяжелые времена. Но кризис дал и положительный эффект: отказавшись от заграничных туров, мы стали чаще отдыхать на российских курортах. О проблемах развития туристической отрасли "РГ" беседует с руководителем Федерального агентства по туризму РФ Анатолием Ярочкиным.

    Анатолий Иванович, каковы основные тенденции развития туристической отрасли по итогам 2008 года?

    Главная тенденция, которая прослеживается в 2008 году, - увеличение въездного туризма. По данным за 9 месяцев 2008 года, въезд иностранцев в Россию по сравнению с 2007 годом увеличился на 8%. Конечно, по итогам всего года эта цифра будет несколько меньше - кризис негативно повлиял на туристическую отрасль. Но в целом тенденция роста въездного туризма сохраняется главным образом благодаря реализации рекламной политики по продвижению туристических возможностей России.

    Россия принимала активное участие во всех мировых туристических выставках, выступая единой национальной экспозицией. Кроме того, активно велась рекламная кампания в отдельных странах, например в Испании, по которой поток иностранных туристов вырос значительно - на 33%. Поток туристов из Италии увеличился на 13%, а из Великобритании - на 19%.

    Растет и внутренний туризм. В России в прошлом году отдохнули порядка 29 миллионов человек - это на 10% больше, чем в 2007 году. Лидер - Краснодарский край, но очень хорошая загрузка была в прошлом году и на Кавказских Минеральных Водах - до 80%, как в лучшие советские времена.

    Какие шаги по продвижению туристических возможностей России будут предприняты в ближайшее время?

    С 21 по 24 марта в Москве будет проходить четвертая Международная туристская выставка "Интурмаркет-2009", где можно познакомиться с туристическими ресурсами как России, так и других стран. В этом году экспозиция увеличилась, в ней участвуют 67 российских регионов и около 60 зарубежных стран, также представители образовательных учреждений, РЖД, страховые компании, представители смежных отраслей и МЧС. Российские регионы получили выставочные площади по самым льготным ценам, что важно в условиях кризиса. Также особенно важно участие в выставке МЧС. Ведь сегодня один из главных вопросов в туризме, которому уделено особое внимание, - обеспечение безопасности. И мы пригласили МЧС, чтобы сами туристы и представители туротрасли смогли увидеть различные средства и системы обеспечения безопасности.

    На отдельном стенде будет представлена и Всемирная туристская организация (ВТО). В рамках выставки Ростуризм и ВТО проведут совместный обучающий семинар по теме "Продвижение внутреннего туризма и современные маркетинговые инструменты".

    Как отразился мировой экономический кризис на туристической отрасли?

    Конечно, кризис повлиял на развитие отрасли. Спрос на туристические услуги сократился, это видно даже по чартерным программам, которые прошли на новогодние праздники. По сравнению с прошлым Новым годом в этом году чартеров было меньше на 20%. Но в этом есть и положительный момент: кризис заставил людей переориентироваться на внутренний туризм.

    Какие меры принимает Ростуризм, чтобы поддержать отечественного туроператора?

    Прежде всего мы намерены усилить рекламную кампанию внутреннего продукта, показывать возможности наших регионов. Министр спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталий Мутко добился выделения на эти цели 50 миллионов рублей на 2009 год. И мы будем привлекать СМИ, делать циклы передач по телевидению, чтобы показать все возможности отдыха в России.

    Кроме того, есть также экономические предложения, как смягчить кризисную ситуацию, их поддерживают и сами участники бизнеса, в частности члены Ассоциации туроператоров России (АТОР). Суть в том, что мы можем поддержать внутренний турпоток, повысить доступность отдыха детей, студентов, пожилых людей за счет налогового вычета из подоходного налога с суммы приобретаемых турпутевок на наши курорты. Это почти 13-процентная скидка на путевки, причем помощь адресная - социально уязвимой категории граждан. При этом государство, не производя прямых расходов на субсидии и льготы, сможет оказать реальную поддержку российским курортам и поддержать, таким образом, отечественную индустрию отдыха.

    В каких регионах наиболее успешно развивается туризм?

    Из регионов, где успешно развивается туризм, я уже отмечал Краснодарский край и район Кавказских Минеральных Вод. В этом году очень хорошо показал себя Алтайский край и Иркутская область, Тюменская область. В частности, неподалеку от Тобольска, этого культурного центра Сибири, создан целый туристический комплекс "Абалак". На берегу Иртыша расположились гостиница с конференц-залом, трактир, кузница, баня, детский городок. Все это выполнено в стиле русской культуры и традиций. Зимой на территории комплекса работает горнолыжная трасса. Развивается и средняя полоса России. Недавно в городе Плесе Ивановской области прошло совещание по вопросу оценки возможностей развития яхтенного туризма и изучения туристического потенциала города. Этот небольшой волжский город может стать базовым центром речного яхтенного туризма.

    Какие наиболее яркие инвестиционные проекты сегодня реализуются в туристической сфере?

    В качестве примера можно назвать проект туристско-рекреационного комплекса на Валдае в Новгородской области. Это туристический центр на 6 тысяч мест с сопутствующий инфраструктурой. Подписано соглашение между Ростуризмом и администрацией Новгородской области, а также с проектными организациями о строительстве туристического комплекса в этом районе. Успешный инвестиционный проект на Алтае, который уже в действии, - это туристический комплекс Алтай Village. Он расположен рядом с территорией мараловодческого хозяйства в пойме реки Майма в 40 километрах от города Горно-Алтайск.

    Много инвестиционных проектов и в других регионах России, очень надеюсь, что экономический кризис не помешает их осуществлению.

    Поделиться