Приближающаяся встреча президента России Дмитрия Медведева с его американским коллегой Бараком Обамой вызывает не просто большой интерес в мире, но и все возрастающие оптимистические ожидания. Как известно, она пройдет в Лондоне накануне встречи "большой двадцатки", которая будет продолжать искать общие выходы из глобального экономического кризиса. Хотя встреча американского и российского президентов пройдет 1 апреля, было бы хорошо, если бы они на ней обошлись без взаимных розыгрышей. Ибо вопросы, которые предполагается обсудить, носят самый серьезный характер, а сама встреча должна продемонстрировать, насколько Америке и России удается начать работу по "перезагрузке" двусторонних отношений. Или не удалось...
У многих представителей американского истеблишмента в Вашингтоне вызывает удивление то, как новая администрация Барака Обамы сумела создать крайне дружелюбную и благожелательную атмосферу для начала разговоров с Москвой на высшем уровне. Это действительно большое достижение нового руководства США, учитывая, как груз взаимных обид, непонимания и раздражения, оставшийся в двусторонних отношениях в наследство от предыдущей администрации президента Джорджа Буша, так и наличие в США большого количества скептиков, а то и просто противников любых усилий, направленных на улучшение отношений с Москвой. Часто в элите США можно услышать мнение о том, что разногласия с Россией носят принципиальный характер, что, мол, нельзя сотрудничать со страной, которая проводит имперскую внешнюю политику, что Россия напрямую подвергает опасности интересы США и их союзников в мире. Надо сказать, что часто такие заявления исходят от известных и влиятельных американских политиков. Поэтому, мне кажется, необходимо отдать должное новой администрации в Белом доме, которая решила идти во многом вопреки мнению значительной части собственной элиты. Если российская политика Барака Обамы не увенчается успехом, ему и его команде, безусловно, припомнят все предупреждения в отношении России, которые им сегодня делаются.
Другими словами, Москве надо понимать и ценить, что, идя сегодня на принципиально новый тон в отношениях с ней, американская администрация вызывает тем самым немало критики в свой адрес внутри страны, подвергается определенному риску. Однако команда Обамы сегодня однозначно считает, что выгода для США от возможного улучшения отношений с Россией намного перевешивает любые политические риски и чьи-то личные симпатии и антипатии. Хорошие отношения с Россией являются важными с точки зрения национальных стратегических интересов США, считают в Белом доме. Принципиальная позиция Америки, озвученная ее президентом и вице-президентом, заключается в том, что новые отношения с Россией Вашингтон должен строить, основываясь на том, что объединяет две страны, а не концентрироваться на спорных, конфликтных и нерешенных вопросах в двусторонних отношениях. Такой подход вызывает заметное неприятие в части традиционного внешнеполитического истеблишмента Америки и может потенциально создать проблемы для Барака Обамы.
Еще одно новое обстоятельство, которое Москве необходимо принимать в расчет, заключается в следующем. В отличие от предыдущей администрации, постоянно переживающей внутренние противоречия и конфликты, в частности между государственным департаментом, президентом, Пентагоном и конгрессом, которые прямо отражались на ее внешнеполитической линии, команда нынешнего президента выглядит гораздо более сплоченной и единой по всем принципиальным вопросам американской внешней политики, в том числе в отношении России. В "российскую команду" Обамы вошло немало отличных специалистов по России, которые во многом являются единомышленниками уже давно. Пока все складывается так, что им не придется, как еще недавно, тратить свои основные усилия на поиски компромисса среди разных центров принятия решений в США, на политическую борьбу со своими партнерами по соседним министерствам и агентствам.
Надо сказать, что и в мире есть немало противников улучшения отношений между двумя самыми мощными ядерными державами, ибо напряженность между ними реально создает немало простора и свободы рук для желающих половить рыбку в мутной воде международной нестабильности и бесконтрольности. Отсутствие взаимного доверия между Москвой и Вашингтоном создавало и создает немало возможностей для того, чтобы раздувать их подозрительность и неприязнь, паразитируя на их противоречиях, а также изображая лояльность то одной, то другой стороне. Вашингтон сегодня хочет перешагнуть последствия признания независимости Косово и войны на Кавказе в августе прошлого года и призывает к этому же Россию. Удастся ли ему это и оценит ли это Москва?
Сами того не желая, США и Россия все больше в последние годы становились прямыми заложниками чужих проблем, чужих конфликтов, защитниками чужих интересов и целей на международной арене. Ввязываясь в не свои проблемы, защищая чужие интересы, но конфликтуя друг с другом, США и Россия только взаимно ослабляли сами себя, тратили энергию и деньги, время и свою репутацию, упускали возможности для обеспечения своих интересов и достижения своих целей. С обеих сторон допускались ошибки и просчеты, то одна, то другая сторона становилась в обиженную позу и немедленно занимала агрессивно-пассивную политику по отношению к заокеанскому партнеру и конкуренту. Из двусторонних американо-российских отношений стало уходить их главное содержание, а его место все больше занимали проблемы третьих стран и их конфликты. Двусторонние отношения превратились в бесконечную реакцию на шаги друг друга, в реакцию на реакцию и т.д. Мировой экономический кризис еще выше поднял ответственность Москвы и Вашингтона за глобальную безопасность, тут уж не до разногласий из-за упрямства или чьей-то амбициозности.
Не надо, однако, преуменьшать реальные трудности. Понятно, что Москву и Вашингтон разделяет существенная разница во взглядах на многие события и процессы в мире. По-разному они оценивают опасность иранской ядерной программы и возможность ядерного терроризма. Очевидно, что нет у них согласия по вопросам политики в Евразии, по проблемам обеспечения энергетической безопасности, роли НАТО и т.д. Есть немало других разногласий, в том числе и по вопросам демократии и прав человека, свободы слова и развития гражданского общества в России. Все эти вопросы требуют честного, пусть и болезненного обсуждения. Однако такое обсуждение просто невозможно без реального восстановления доверия между двумя странами, их элитами и обществами.
Первого апреля два президента должны дать четкие сигналы своим странам, показывающие, в каком именно направлении они хотели бы отныне развивать двусторонние отношения, какую роль в мире теперь Россия и США отводят друг другу и себе, какие политические и экономические задачи они перед собой ставят. Сегодня создалось своеобразное "окно возможностей" для быстрого прорыва в отношениях двух стран. Оно может скоро закрыться, а повторится же оно еще не скоро. Задача двух лидеров заключается в том, чтобы шанс не упустить.
По крайней мере, так это видится мне из Вашингтона.