Расходы Красноярского края секвестируют на треть

Министерство регионального развития РФ обнародовало доклад о социально-экономическом развитии регионов в 2008 году и прогнозах на текущий год: Красноярскому краю обещают трудные времена.

По мнению минрегионразвития, в группу риска, в первую очередь, попадают регионы-доноры, которые в условиях экономического спада лишились значительной части налогооблагаемой базы. На текущий год субъекты РФ запланировали рост доходов в среднем на семь процентов. Между тем, по оценкам федеральных финансистов, их доходная база в этом году снизится, как минимум, на восемь-десять процентов.

Доходы Красноярского края в последние годы постоянно росли за счет высоких цен на цветные металлы, экспорт которых является основной статьей доходов регионального бюджета. Причем поступления в краевую казну планировались исходя из самых оптимистических ценовых прогнозов. Но стоимость никеля сейчас более чем в два раза ниже той, на которую власти рассчитывали, верстая бюджет на 2009 год. А диверсификация краевой экономики пока откладывается, поскольку инвесторы вынуждены корректировать свои планы в зоне Нижнего Приангарья. 

 - Основной доход краю дают металлы: никель, алюминий, платиноиды, золото, - считает член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Валерий Зубов. - Нефть Ванкора при текущих ценах нерентабельна.

На протяжении многих лет первые лица края заявляли о необходимости диверсификации экономики. Но, как показала практика, разговоры о диверсификации остались разговорами.

- Ситуация до боли напоминает трудности моноотраслевых городов. Вот только масштаб гораздо серьезнее, - говорит экономист Денис Зыков. - Завязанные на металлургии и угольной промышленности регионы оказались в сложном положении. В то же время те, кто сделал ставку на развитие инновационных технологий, нефтехимическую и пищевую промышленность, пострадали от кризиса гораздо меньше.

По оценкам красноярского министерства финансов, в 2009 году доходы края составят 153,1 миллиарда рублей. Дефицит прогнозируется в 23,1 миллиарда. Федеральное же министерство предполагает, что в этом году край соберет всего 107,8 миллиарда. А суммы выпавших доходов достигнет 68,5 миллиарда.

- Уже когда принимали бюджет, можно было утверждать, что его параметры раздуты, - сказал "РГ" член комитета по экономической политике Законодательного собрания край Владислав Королев. - Не подлежит сомнению то, что доходов, которые планировались на 2009 год, мы не соберем. Падение налоговых поступлений наблюдается значительное. По отдельным позициям оно достигает 30-50 процентов. Рентабельность производства падает, а крупные компании - не самоубийцы, чтобы платить краю авансом. Нужно определить приоритеты, что мы должны обязательно достроить, чтобы не вызвать социального напряжения. Нельзя прожить без здравоохранения, образования и выплаты зарплат бюджетникам.

Между тем в "сером доме" (так в Красноярске называют здание краевого правительства) не спешат раскрывать параметры предстоящей корректировки бюджета. Ясно одно - речь пойдет о секвестре расходных статей. И хотя цифры и возможные варианты урезания не называются, в коридорах власти "ходит" цифра в 30-40 миллиардов рублей. Заговорили о необходимости составления черного списка объектов, на которых можно сэкономить.

- Мы готовы к тому, что бюджет придется секвестрировать, - говорит депутат Законодательного собрания Красноярского края Олег Пащенко. - Думаю, нельзя трогать врачей, учителей и село.
Косвенной поддержкой региона в этой ситуации стала девальвация рубля. Цветные металлы большей частью идут на экспорт и платят за них долларами и евро. Подросшие на падении рубля мировые валюты позволили металлургам заговорить о подушке ликвидности и увеличении суммы налоговых отчислений.

- Не один инвестиционный проект в крае не пострадает, - надеется министр экономики края Алексей Иванов. - В первом квартале выделяются субсидии, чтобы не останавливались проекты, которые были начаты.

комментарий

Михаил Котюков, министр финансов Красноярского края:

 - В сегодняшних условиях предприятия, ориентированные на экспорт продукции, испытывают определенные сложности с ее реализацией. Сегодня мы говорим о том, что регионам, особенно промышленно развитым, нужна поддержка на данный период. Мы рассчитываем получить бюджетные кредиты сроком до трех лет и по мере восстановления ситуации на мировых рынках возвращать их. Поправки в федеральный бюджет должны быть приняты в начале мая. После этого можно будет говорить о конкретных цифрах и параметрах.