19.03.2009 04:51
    Поделиться

    Уральские города попали в российский рейтинг дорог

    Причина половины зимних аварий - плохое состояние дорог

    Два областных центра УрФО вошли в рейтинг межрегионального общественного центра "За безопасность российских дорог": Екатеринбург признан лидером по числу аварий из-за снега и гололеда, а Тюмень, напротив, разделила с Москвой лавры города с самым низким процентом ДТП.

    Штрафной бульдозер

    По статистике, в Тюмени из-за дорожных условий в декабре прошлого года случилось 9 аварий, в январе-феврале - 18. Для сравнения: в Екатеринбурге, в декабре произошло 248 ДТП, в Москве - 85. Но тюменцы по-прежнему недовольны тем, как работают службы благоустройства. ГИББД, конечно, штрафует нерадивых владельцев дорог, но все-таки главную роль в борьбе с сугробами и наледью играют квартальные, которые появились два года назад, когда территорию Тюмени разделили на 45 имущественных комплексов. Упор сделан на "штрафной рычаг". Например, в декабре 2008 года  квартальные Ленинского административного округа составили на подрядные организации 35 протоколов по поводу неубранного снега.

    Правда, при работе в авральном режиме от ремонтников трудно добиться соблюдения всех норм. При этом в мэрии вспоминают ночь с 14 на 15 января, когда с улиц города вывезли 2000 кубометров снега, который убирали 345 единиц техники и 846 рабочих. Однако, несмотря на внушительные цифры, муниципальная власть недовольна  результатами. Глава Тюмени Евгений Куйвашев заявил, что у него немало претензий к качеству очистки дорог и подрядчиков будут штрафовать до тех пор, пока не улицы не станут идеально чистыми.

    И числом, и умением

    В Челябинске за четыре года полностью обновили парк уборочной техники и довели его с 250 единиц до 341. И хотя по нормам в городе должно быть 420 - 450 спецмашин, ставку сделали на эффективное использование имеющихся ресурсов. Дорожники стали убирать улицы чаще. И, как отмечают челябинцы, "катки" ушли в прошлое.

    Из 11 с лишним миллионов квадратных метров городских дорог лишь 7 миллионов находятся в муниципальной собственности. За содержание и уборку остальных - бесхозных или формально закрепленных за предприятиями - раньше никто не отвечал. После снежной зимы 2007 - 2008 гг. зоны ответственности перераспределили, а мэрия дополнительно закупила 69 снегоуборщиков. Кроме того, приобрели передвижную установку стоимостью 5 миллионов рублей, которая за час растапливает 60 кубометров снега.

    Кстати, в Челябинске семь пунктов сбора снега - в каждом районе и на городских свалках, что позволяет ежесуточно вывозить до 2000 тонн. Примечательно и то, что в прошлом году из областной казны на борьбу с гололедом выделили 15 миллионов рублей.

    Теплая зима-2009 не дала дорожникам развернуться по полной. Исключением стал январь, когда за неделю с городских магистралей вывезли 15,5 тысячи тонн - половину сезонного объема.

    Гонки на льду

    По мнению руководителя  управления по благоустройству администрации Кургана Дмитрия  Потехина, в текущем году к качеству уборки улиц нареканий почти нет. Из городского бюджета на борьбу со снегом и гололедом выделено 55 миллионов рублей. Однако с точки зрения ГИБДД обслуживание ведется не на должном уровне.

    - В течение декабря - января из-за состояния дорог в Кургане произошло 84 ДТП, - говорит  начальник отдела дорожной инспекции и организации движения областного управления ГИБДД Юрий Корытов, - это половина всех зарегистрированных аварий.

    Одна из причин аварийности кроется в том, что службы благоустройства не соблюдают сроки ликвидации последствий зимней стихии. По нормативам порядок на дорогах должен быть наведен через 5 - 6 часов после окончания снегопада или появления гололеда, но этого никто не делает.

    Отмечают курганцы и то, что чисто лишь на магистральных улицах, а на общегородских почти всю зиму - сплошной накат, скользкий и опасный. Объяснение этому одно - недостаточно снегоуборочной техники, а часть имеющейся устарела и не позволяет работать эффективно.

    Есть и другой путь: штрафовать тех, кто отвечает за содержание улиц, но в январе был составлен единственный административный протокол - на управление благоустройства Кургана. Чиновникам предписано заплатить в казну 30 тысяч рублей. Еще четверо организаций, ответственных за уборку снега с дорог, оштрафованы на суммы от двух до трех тысяч рублей.

    Нестоличные заносы

    А что же в Екатеринбурге? Как сообщили в мэрии, теперь дорожники работают успешнее: в феврале, например, на городские магистрали выходило до 400 единиц уборочной техники, на свалки вывезено 190 тысяч тонн снега - вдвое больше, чем за тот же месяц 2008 года.

    В этом сезоне в городе впервые опробовали новую схему: улицы поделили на пять категорий. Это позволяет более эффективно распределить силы и технику. Кроме того, обязанности по очистке улиц с лета прошлого года возложены на районные администрации, их службы благоустройства усилены дополнительной техникой.

    Автомобилисты отмечают, что нынешней зимой дорожники более расторопны, претензий по уборке центральной части города нет. А вот на "некатегорийных" участках техника появляется редко, снег сгребается на обочины, перекрывает обзор водителям.

    - Мы максимально используем механизм составления протоколов на отвечающих за содержание дорог, но, видимо, нужны еще более жесткие меры, - говорит начальник областного управления ГИБДД Юрий Демин.

    По мнению региональной общественной организации "Комитет по защите прав автомобилистов", основная часть ДТП происходит из-за того, что службы благоустройства с опозданием реагируют на обледенение, не на всех опасных участках используют противогололедные смеси. Кроме того, эксперты критически отзываются о реагенте марки СБГ, который растапливает твердые осадки. Такая смесь даже более опасна, чем лед: по грязной "каше" автомобиль скользит как по маслу. Правда, Екатеринбург использует СБГ впервые, и мэрия обещала свернуть эксперимент, если надежды на противогололедный материал не оправдаются.

    Кстати

    В Тюмени, Кургане и Челябинске применяют более привычную песко-соляную смесь. От химических реагентов отказались: стоимость весьма высока, к тому же требуется двойная уборка, чтобы "химия" не скапливалась на обочинах и весной не смывалась водой, нанося вред экологии.

    Поделиться