Владимир Сальников: Перед стартом судьи будут оценивать костюмы пловцов

На заседании бюро Международной федерации водных видов спорта (ФИНА), которое прошло в Арабских Эмиратах, была принята так называемая Дубайская хартия. Этот документ ограничивает применение в плавании новых костюмов и технологий.

Согласно техническим требованиям ФИНА комбинезон, к примеру, не должен закрывать шею, плечи и лодыжки спортсмена. Его толщина может составлять максимум один миллиметр. Материал должен повторять форму тела. Вставки из других материалов, если таковые присутствуют, не должны создавать эффект воздушной подушки. Запрещены любые системы внешнего влияния, такие, как снижение боли и электростимуляция. Все костюмы одного модельного ряда должны быть одинаковыми, без индивидуальных поправок или модификаций под отдельных спортсменов. Пловец может надевать одновременно только один костюм.

Представители ФИНА не скрывают, что в кратчайшие сроки хотели бы обязать производителей, спортсменов, руководителей плавательных федераций подчиняться регламенту. И похоже, организаторы международного турнира в австралийском Сиднее решили выразить ФИНА свое почтение. Шведскую пловчиху Терезу Алсхаммар лишили мирового рекорда на 50-метровке баттерфляем и отстранили от соревнований за выступление в двух костюмах одновременно.

Прокомментировать сложившуюся ситуацию корреспондент "РГ" попросил четырехкратного олимпийского чемпиона, первого вице-президента Всероссийской федерации плавания (ВФП) Владимира Сальникова.

Российская газета: Владимир Валерьевич, знаю вашу точку зрения насчет гидрокостюмов - у их обладателей преимущество больше психологическое, нежели физическое. Тем не менее, как оцениваете решение, принятое ФИНА? Действительно ли новые правила уравнивают шансы всех пловцов?

Владимир Сальников: Я думаю, это шаг в правильном направлении. Все-таки правила, касающиеся костюмов, не были четко регламентированы. Сейчас свободу действий спортсменов и главным образом фирм-производителей экипировки ограничили. Я говорю и о толщине костюмов, и о различных характеристиках материалов. Кроме того, теперь все костюмы подлежат обязательной апробации. Известно, что тестирования будут проводиться в специальной швейцарской лаборатории, но сама процедура пока непонятна. Сейчас, наверное, все производители пытаются представить, как же это будет выглядеть на практике. Ведь они должны обеспечить спортсменов костюмами, которые прошли первичную сертификацию.

И еще один интересный момент: непосредственно перед стартом каждый спортсмен должен будет предъявить судье костюм и получить на него некую метку, подтверждающую соответствие экипировки новым требованиям. Но опять же неясно, как это будет происходить в организационном плане. Так что нововведения ФИНА вызывают массу дискуссий и требуют доработки, подписания дополнительных, разъясняющих документов. Поэтому и даты официального вступления различных положений регламента в силу пока точно не определены.

РГ: На этот немаловажный факт как раз ссылается шведская пловчиха, уже пострадавшая из-за новых правил. Она даже собирается подавать апелляцию в Спортивный арбитражный суд...

Сальников: И вполне вероятно, что суд ее рекорд мира, установленный в двух костюмах, может засчитать. Возможно, здесь имело место предвзятое отношение к спортсменке. Чтобы правильно оценить эту ситуацию, голову придется поломать не только чиновникам, но и юристам. Вопрос серьезный, поэтому не хотелось бы принимать поспешных решений в пользу той или другой стороны. К примеру, и в нашей команде есть спортсменка, которая на пекинской Олимпиаде плыла сразу в двух костюмах. Правда, совсем не потому, что собиралась как-то улучшить результат. Просто у Ксении Москвиной прямо перед заплывом порвался комбинезон. Времени переодеваться не было, и ничего не оставалось, как второй костюм надеть поверх первого.

РГ: Кстати, о наших спортсменах. У них недавно закончился сбор в армянском Цахкадзоре. Тренерский штаб, руководство ВФП уже успели сделать какие-то выводы?

Сальников: Во-первых, мы поняли, что Цахкадзор - отличное место. Этой тренировочной базой мы будем пользоваться постоянно. А вот с дисциплиной возникали проблемы. Но они сейчас, к счастью, улажены. В целом же сбор показал, что у большинства спортсменов и тренеров есть понимание нового направления, которое мы взяли. И прежде всего оно связано с тем, чтобы упорядочить организацию всего процесса, ничего не пускать на самотек.

РГ: На заседании ФИНА говорили не только о костюмах, но и о других высоких технологиях. На летнем чемпионате мира в Риме в случае спорных ситуаций будут просматривать записи с подводных камер. Насколько вообще эта система востребована и эффективна?

Сальников: В правилах достаточно четко прописано, что исчисление идет до тысячной доли секунды, хотя в расчет принимаются только сотые. Все вопросы - к регистрирующей аппаратуре. Однако претензий к двум известным фирмам-производителям электроники обычно не бывает. Самый острый вопрос возник на Олимпиаде в Пекине, когда многим показалось, что Милорад Чавич выиграл у Майкла Фелпса стометровку баттерфляем. Тогда воспользовались видеосъемкой.

Но хочу отметить, что камеры должны правильно располагаться, чтобы служить хорошей подстраховкой для регистрирующей аппаратуры. А приоритет, я уверен, останется за ней.

РГ: Еще одно новшество - тумбочки с регулируемой колодкой для упора пятки, наоборот, в Риме мы не увидим. Причина в том, что не все спортсмены имели возможность на них тренироваться. Как у наших пловцов с этим обстоят дела?

Сальников: Правилами определены некие общие параметры пластины или накладки, которая может устанавливаться на обычные стартовые тумбочки. В ближайшее время наши специалисты сделают несколько пробных экземпляров. Ребята смогут оценить их достоинства на базе "Озеро Круглое". Я думаю, результаты пловцов могут улучшиться, потому что стартовая скорость благодаря колодкам будет чуть выше.

РГ: Дубай, где было принято столько важных для плавания решений, претендует и на роль хозяина чемпионата мира 2013 года. Так же, как Гамбург и Москва. Сильные у нас конкуренты?

Сальников: Дубай - довольно серьезный соперник для нас. Там будет вестись строительство новых объектов. И в этом плюс этого города-кандидата. Преимущества Москвы - колоссальный опыт в проведении соревнований самого высокого уровня и, соответственно, развитая инфраструктура. Так что у нас есть все шансы победить.