В правительство направлен типовой план по противодействию коррупции в области предоставления массовых государственных услуг. Об этом вчера сообщила статс-секретарь, замминистра экономического развития Анна Попова на конференции по проблемам административной реформы.
По словам Анны Поповой, в первую очередь надо сосредоточиться на кардинальном снижении административных барьеров и возникающих в связи с этим денежных и временных издержках для малого бизнеса и граждан. Для того чтобы люди не теряли время в очередях, не тратились на взятки, органы власти любого уровня - от министерства до поселкового совета - обязаны детально документировать свои действия. "Для этого и существуют административные регламенты",- напомнила Попова. И сообщила, что с начала административной реформы, то есть с 2006 года, уже утверждено свыше 350 таких регламентов. Они охватили почти две трети наиболее востребованных госуслуг - в области регистрации прав недвижимости земли, организации занятости населения, туризме, миграционной сфере. "Впрочем, это все еще капля в море", - отметила Попова.
Реформа, по ее словам, затронула только верхушку федеральной власти. В регионах регламентирована лишь небольшая часть государственных полномочий. А местный уровень с множеством управ и сельсоветов административная реформа практически обошла стороной. "Степень сопротивления бюрократической среды очень велика", - продолжил тему руководитель рабочей группы при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, ректор ГУ - Высшая школа экономики Ярослав Кузьминов. И привел пример, когда для того, чтобы некоторые госведомства ввели в свой регламент норму о вечернем приеме граждан хотя бы 2-3 раза в неделю, потребовалось вмешательство вице-премьера.
Неожиданными проблемами обернулись для минэкономразвития, по словам статс-секретаря, и "единые окна", предоставляющие бесплатные государственные и муниципальные услуги потребителям в так называемых многофункциональных центрах (МФЦ). Напомним, уже второй год минэкономразвития на конкурсной основе подпитывает из федерального бюджета создание в регионах таких центров, в которых граждане одновременно могли бы получить необходимые справки, выписки и документы, предоставляемые разными службами и ведомствами. Однако многим такие МФЦ, как выразилась статс-секретарь, вместо "одного окна" открывают "одну дверь". То есть, оборудовав на бюджетные деньги прекрасные помещения и переехав под одну крышу, представители разных ведомств используют их в прежнем рутинном режиме: заставляют людей кочевать из одной очереди в другую. "Это не тот принцип", - подчеркнула Попова. И сообщила: чтобы бренд "единого окна" соответствовал изначальной идее, уже с этого года государство начнет сертифицировать многофункциональные центры. "Через три года треть российских городов с населением в 150 тысяч человек должны иметь по такому центру предоставления госуслуг", - уточнила Попова.
Впрочем, внедрение МФЦ - только один из элементов реформы административной системы. Сегодня государство создает также интернет-порталы государственных услуг для наиболее продвинутых граждан. И колл-центры, куда может позвонить любая бабушка, чтобы разузнать, как можно, к примеру, оформить льготы, получить социальную юридическую помощь.
Между тем постоянный представитель Всемирного банка по России Клаус Роланд считает, что в России нужна "компактная эффективная бюрократия", которая, располагая меньшими средствами, должна облегчать жизнь простым людям.
Кстати, по заявке минэкономразвития эксперты мониторят ход административной реформы в стране и проводят так называемые контрольные закупки государственных услуг. То есть анонимно анализируют их качество, начиная от быстроты обслуживания, степени вежливости чиновников и заканчивая комфортностью помещений, в которых они принимают граждан, возможностью последних пользоваться Интернетом, копировальной техникой. Как сказал директор департамента госрегулирования в экономике минэкономразвития Андрей Шаров, сегодня составлена карта качества госуслуг. В ближайшие дни она появится на сайте министерства.