Москвичи уже успели привыкнуть к тому, что в течение нескольких лет Большой театр скрыт за строительными щитами и лишь изредка напоминает о себе телерекламой шоколада, на упаковке которого изображен знаменитый на весь мир фасад.
Культурная общественность в крайнем удивлении от столь долгой реконструкции, особенно когда сравнивает ее с оперативностью, с которой реставрируются другие столичные памятники архитектуры. При этом мало кто знает, что город к этой стройке никакого отношения не имеет, и ремонт театра целиком находится в ведении федеральных властей.
Более того, три года назад мэр Москвы Юрий Лужков даже вышел из Попечительского совета реконструкции Большого театра, будучи не согласным с организаторами работ. Его несогласие, в частности, было вызвано предполагаемыми сроками реконструкции и суммой, которую намеревались на это выделить. "Лужков не доверяет объему финансовых затрат, израсходованных на проект реконструкции, а саму смету реконструкции Большого театра находит завышенной", - сказал тогда пресс-секретарь мэра Сергей Цой.
И вот совсем недавно, 10 марта, член Градостроительного совета при правительстве Москвы Алексей Клименко заявил о весьма странной закрытости проводимых работ: "Контроля со стороны профессиональной общественности за тем, что делается в этом главном памятнике страны, не велось и не ведется".
По последним данным, реконструкция Большого театра будет стоить уже полтора миллиарда долларов, а не миллиард, заявленный в свое время минкультом (впрочем, когда-то называлась и сумма в сто миллионов). Сроки же переносятся в четвертый раз, и уже ясно, что стройка не будет окончена к 2011 году, а затянется как минимум до 2013-го. Об этом объявил разработчик проекта реконструкции Никита Шангин. А сотрудник Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Кирилл Зайцев предположил, что и 2013 год может оказаться не окончательным сроком.
Кстати
Виден ли свет в конце тоннеля? Похоже, федеральные чиновники готовы обратиться за помощью к Москве. Об этом, во всяком случае, можно судить по словам руководителя ФГУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" Якова Саркисова: "В ближайшее время мы намерены восстановить нарушенные ранее контакты с правительством Москвы и урегулировать спорные вопросы". Это очень напоминает явку с повинной. Жаль только, что "попечители" Большого созрели для этого решения лишь спустя три года.
Многим в этой ситуации приходит на память история с усадьбой Царицыно. Напомним, что город получил от федерального центра в собственность этот государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник в обмен на здание бывшего Музея Ленина. И только тогда появилась реальная перспектива завершения строительства самого известного российского долгостроя.