Муниципальных начальников можно будет лишить их начальственных кресел, полномочий, зарплат, привилегий, которые дает им должность.
Госдума в минувшую пятницу приняла в первом чтении президентский законопроект, который позволяет муниципальным парламентам отправлять глав муниципальных образований в отставку. В документе используется термин "удаление в отставку" - как для судей. Некоторых депутатов Госдумы насторожило слово "удаление". Что за ним стоит?
Полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх уточнил, что человек утрачивает статус главы местной администрации или главы муниципального образования, но при этом может оставаться главой местного парламента (такое совмещение бывает).
Удалить градоначальника в отставку возможно за разные прегрешения. В первую очередь за финансовые. И, конечно же, за неисполнение своих обязанностей по решению вопросов местного значения. Кстати, законопроектом предусмотрен ежегодный отчет о результатах деятельности главы муниципального образования перед местным парламентом. С инициативой об отставке может выступить как сам этот парламент, считающий работу муниципального начальника неудовлетворительной, так и губернатор. Но в любом случае решение будет принимать представительный орган муниципального образования - с учетом мнения губернатора. Мнение губернатора станет решающим, если глава муниципального образования не реализует переданные ему государственные полномочия. Градоначальник, которого собрались удалить в отставку, имеет право защищаться - представить свои объяснения как в устной, так и в письменной форме, опубликовать свое особое мнение одновременно с публикацией решения об удалении в отставку.
Большинство депутатов Госдумы поддержали предложенное президентом усиление ответственности муниципальных начальников. Думцы убеждены, что пора кончать с произволом местной исполнительной власти. Однако у депутатов возникли сомнения, будет ли механизм удаления в отставку работать эффективно. Елена Панина ("Единая Россия") предположила, что "наделение местных собраний дополнительными полномочиями, с одной стороны, приведет к усилению позиций местных чиновников: в период выборной кампании в представительные органы глава муниципалитета постарается провести в парламент максимальное число своих сторонников". С другой стороны, по словам Паниной, "это создаст почву для захвата местных собраний и советов криминальными структурами, которые фактически будут управлять зависимым от них мэром".
Тамара Плетнева (КПРФ) согласна, что муниципальных начальников надо отстранять, поскольку нарушений с их стороны действитфельно много. Но она против того, чтобы "всенародно избранного главу муниципального образования отстраняли две трети узкого круга лиц депутатов и губернатор". "Вот если бы губернатор сам избирался всенародно, а потом назначал глав городов и районов, то тогда мог бы и отстранять их", - помечтала Плетнева.
Однако полпред президента с ней не согласился - использованный Гоголем в известном произведении принцип: "я тебя породил, я тебя и убью", по мнению Гарри Минха, здесь применяться не должен. Из логики нашего, да и международного законодательства абсолютно однозначно, уверен Минх, вытекает, что избранные всеобщим голосованием представительные органы власти - первичны по отношению к избранной исполнительной власти.
Но депутатов все-таки волновала судьба удаленных от власти мэров. "Будет ли иметь право отстраненный глава выставлять свою кандидатуру на ближайших выборах на этот же пост?" - спросил руководитель фракции ЛДПР Игорь Лебедев. "Никакого запрета на его участие в выборах законопроект не предусматривает", - ответил Гарри Минх, не исключив, что избиратели могут не согласиться с отставкой мэра и избрать того же человека на эту должность.
В окончательном третьем чтении Госдума приняла в пятницу проект закона, который наделяет политические партии, победившие на региональных выборах, правом предлагать президенту свои кандидатуры на должность губернатора региона.