Первый вице-премьер Игорь Шувалов считает, что в кризисе есть и положительные черты: это не катастрофа, а новые возможности, "позитивный этап": "Если мы его пройдем умело, то все наши стратегические цели к 20-му году будут исполнены".
До конца года в российской экономике может начаться подъем, потому что кризис почти достиг своего дна, надеется первый вице-премьер: "Мы по некоторым отраслям наблюдаем оживление и хорошее настроение... Мы уже внизу либо уже близки к нижней точке". Приоритет антикризисной программы - защита граждан. "Мы исходим из того, что главное направление антикризисной работы - поддержка тех, кто в первую очередь испытывает недостаток денежных средств, кто стал меньше потреблять продуктов питания, лекарств и так далее. Это в первую очередь пенсионеры и дети", - заявил Шувалов. Он с сожалением отметил, что даже отечественные товары, которые не должны были подорожать из-за изменения курса рубля, стремительно выросли в цене. "Мы ожидаем, что в ближайшее время закончится оформление соглашений между союзами сельхозпроизводителей, переработчиков и крупными торговыми сетями о максимально возможных наценках", - сообщил он. Если рынок не договорится, то вмешается государство: "Это не фиксация цен, но это некое влияние на цены, на отдельные группы товаров". Тем более что инфляция в этом году не превысит запланированных 13-24 проц., уверяет Шувалов.
Конечно, кризис переживут далеко не все предприятия, включая системообразующие. Первый вице-премьер объявил: "Список предприятий, за которые мы хотим биться, очень ограничен. Их единицы, а не десятки". Шувалов уточнил, что власти помогают не отдельным олигархам, а важным для страны компаниям, и национализировать их не стремятся. Первый вице-премьер признался, что правительство не будет возражать против вхождения западных кредиторов в капитал российских стратегических компаний. Он не исключил и объединения металлургических предприятий и заводов по производству удобрений в крупные холдинги, о чем последнее время ходят упорные слухи. Главная проблема в том, что в такую компанию могут загрузить множество долгов, а потом обратиться к государству за помощью: такие неконкурентоспособные монстры России не нужны, говорит Шувалов. К предприятиям оборонно-промышленного комплекса - особый подход: все планы по модернизации армии будут выполнены. Есть программы поддержки и автопрома. Одной из лучших Шувалов считает программу группы ГАЗ: у которой "очень талантливый менеджмент", но проблема в том, что они входят в группу Олега Дерипаски "Базэл". Другое предприятие Дерипаски - "РусАл" государство национализировать не хочет: "Это плохой пример.
Если мы его национализируем, знаете, какое количество обращений к нам будет завтра? У них в личном плане все хорошо, за последние годы они не плохо подзаработали и потратили на свои семьи. Теперь можно от плохого актива избавиться, а через год-два приобрести новый актив. Это было бы очень легким исходом". Напомним, только ВЭБу "РусАл" должен 4,5 млрд долларов, не говоря уж о многомиллиардных западных долгах.
Первый вице-премьер убежден, что на возвращение цен на нефть к уровню середины 2008 года рассчитывать не стоит. Но этим можно воспользоваться, чтобы диверсифицировать экономику. Вице-премьер Игорь Сечин не столь пессимистичен: он убежден, что энергоресурсы останутся высоколиквидным товаром, а отечественная экономика еще 10 лет будет завязана на нефти и газе: "Это - тот товар, который воспринимается мировым рынком и который от нас мировой рынок ждет. И, я вас уверяю, мы этот товар дадим". По мнению Сечина, сейчас благодаря низким ценам на оборудование и сырье можно реализовать инвестпрограммы. Также надо развивать новые месторождения, направленные на другие рынки сбыта. Например, азиатский. Вице-премьер Александр Жуков продолжил разъяснение антикризисных мер правительства. Он подтвердил: приоритет - социальная политика, прежде всего индексация пенсий и сохранение рабочих мест. "У нас средний размер трудовой пенсии будет увеличен на 24 проц. - существенно выше, чем инфляция", - сказал Жуков. Вырастут и пособия матерям и инвалидам. Любопытно, что программы занятости будут профинансированы за счет сокращения расходов на содержание чиновников.