24.03.2009 01:00
    Поделиться

    Многие россияне уверены, что Солнце вращается вокруг Земли

    Завтра в Москве открывается Всероссийская конференция "Астрономия и общество". Это главное событие в России, которое пройдет в рамках объявленного ООН по инициативе ЮНЕСКО Международного года астрономии. На форуме, в частности, будет обсуждаться тревожная ситуация с преподаванием астрономии в российских школах. Об этом корреспондент "РГ" беседует с директором Государственного астрономического института им. Штернберга академиком РАН Анатолием Черепащуком.

    Российская газета: Уже несколько лет астрономия исключена из школьных программ, оставшись в факультативе. Эти знания якобы бесполезны для обычного человека в реальной жизни. У него другие проблемы, далекие от звезд.

    Анатолий Черепащук: По телевизору нередко поп-звезды и актеры с бравадой рассказывают, что в школе были абсолютными профанами в физике, химии, астрономии. Это кумиры молодежи, которые имеют огромные гонорары, загородные дома. Они символ успеха. Особенно по сравнению с теми, кто учил эту самую физику и астрономию. Ученый сегодня - одна из самых непрестижных профессий.

    Так в обществе формируются приоритеты, а потом мы удивляемся, что инженерами у нас хотят стать четыре процента молодежи, учеными - три. По-моему, мы создаем не инновационное общество, о котором сегодня так много говорят, а общество потребления. И уже достигли на этом пути определенных "успехов". Скажем, опросы показали, что треть россиян убеждены, будто бы Солнце вращается вокруг Земли. И в обществе потребления это нормально: какая разница обывателю, что вокруг чего вращается.

    РГ: Вы иронизируете, но многие, в том числе и среди так называемой творческой интеллигенции, в принципе с таким подходом согласны.

    Черепащук: У нас человек, который не знает автора стихов "Я встретил вас", слывет некультурным. Но никого не удивляет, что большинство не представляет, как устроен наш мир. Не знают элементарных вещей. Почему, к примеру, меняются времена года. Да что времена, не могут толком объяснить, почему идет дождь, почему появляется радуга.

    Когда наука не в чести, ее место занимает лженаука. Так на смену астрономии пришла астрология. Она может гордиться своими "достижениями". Например, сегодня около 30 процентов бизнесменов утром внимают гороскопам и исходя из расположения звезд решают, подписывать контракты или нет. Социологи подсчитали, что ущерб от таких советов достигает десятков миллиардов долларов в год. Астрономия прививает иммунитет ко всей этой чепухе, формирует мировоззрение, философский взгляд на жизнь. Мы легче переживаем материальные трудности, кризисы. Ведь по сравнению с космосом и величием Вселенной многое кажется мелким. Мы, может, как никто понимаем, какая песчинка человек, как он хрупок, как уязвима наша Земля. Надо ценить каждое мгновение благословенной жизни.

    РГ: Есть шанс, что астрономия вернется в школы?

    Черепащук: Ученые постоянно об этом говорят, правда, надежд мало. Тем более что в педвузах уже не готовят учителей по астрономии. Еще одна беда - планетарии. Московский планетарий не работает уже более 15 лет. Кстати, храм Христа Спасителя восстановили за три года. Я этому только рад, но почему никто не обращает внимания на столичный планетарий? В СССР было несколько сотен планетариев, сейчас все развалились. А ведь к нам в институт постоянно звонят, спрашивают, где можно посмотреть небо. Что ответить?

    мнение

    Иван Иоголевич, победитель конкурса "Учитель года-2005", г. Челябинск:

    - Когда говорят, что учить надо тому, что пригодится в жизни, то нередко ссылаются на слова Альберта Эйнштейна: "Образование - это что остается в голове, когда все лишнее забудется". Но великий физик шутил, а вовсе не давал руководство к действию. На самом деле образование - это не сухой остаток знаний. В образовании самое важное не то, что человек запомнил, а умение мыслить. Этому и должна научить школа. Скажем, теоретическое мышление никак не разовьешь, если не изучать физику, математику, астрономию. Если, конечно, ученик не просто занимается зубрежкой, запоминая материал, а хотя бы пытается понять суть дела.

    Поделиться