Калининградская авиакомпания "КД авиа", объявившая о прекращении полетов из-за проблем с финансированием, добилась своего. Власти взялись уберечь регионального перевозчика от банкротства и разработали комплекс антикризисных мер.
В их числе - разделение компании и предоставление собственно перевозчику государственных гарантий на получение кредитов на поддержание работы международного хаба.
Когда "КД авиа" уведомило Росавиацию о приостановке полетов с 11 марта по всем направлениям - и внутрироссийским, и международным, - это вызвало мощный общественный резонанс. В эксклав попасть по суше или выехать из него можно только с загранпаспортом (поезд пересекает три государственные границы). Водный путь - паром из Санкт-Петербурга - не слишком быстрый и дешевый, к тому же зимой закрыт. Так что значение воздушного моста для сообщения самого западного региона с "большой Россией" трудно переоценить.
В местном аэропорту Храброво приземляются самолеты и других авиаперевозчиков. Не успели в "КД авиа" заявить о приостановке полетов, как Росавиация нашла семь компаний, пожелавших выполнить обязательства калининградских авиаторов перед пассажирами. Однако за последние годы калининградцы не раз были свидетелями того, как авиаперевозчики - российские и зарубежные - открывали маршруты в янтарный край, а потом их сворачивали.
В феврале "КД авиа" прекратила рейсы по ряду направлений, среди которых Рим, Лондон, Казань, Волгоград, Нижний Новгород. А к марту дело дошло до угрозы приостановки всех полетов. Причиной этому, как объяснила пресс-секретарь компании Елена Пеньковая, стало значительное ухудшение финансового состояния авиаперевозчика. Конкретную цифру долга перед различными кредиторами представитель "КД авиа" не назвала, однако, по данным Федерального агентства воздушного транспорта, речь идет почти о 10 миллиардах рублей. Эта серьезная сумма скопилась в течение предыдущего года - долги по лизинговым платежам за самолеты, невыплаченные кредиты на модернизацию принадлежащего перевозчику аэропортового комплекса, по зарплате сотрудникам и налогам и, наконец, по платежам за операционную деятельность, в том числе за топливо.
Росавиация уже готовилась отозвать сертификат эксплуатанта у "отказника", но "Боинги" калининградского перевозчика остались в небе. "КД авиа" продолжала выполнять все заявленные рейсы и в назначенный ею же самой "час Х" 11 марта, и летает до сих пор. В официальном заявлении о продолжении работы в обычном режиме руководство компании объяснило, что благодаря поддержке Минтранса России и Росавиации удалось договориться с лизинговыми компаниями о временном снятии ограничений на эксплуатацию воздушных судов и получить передышку для "стабилизации операционной деятельности". Таким образом, компании удалось наконец выбить государственную помощь, которую она ожидает с осени прошлого года.