С момента самых первых проявлений мирового финансового кризиса правительством России реализуются необходимые меры для того, чтобы граждане страны и ее экономика прошли этот непростой период без серьезных потерь.
Эти меры как федерального, так и регионального характера стали основой антикризисной программы правительства на 2009 год. Системное участие в ее реализации принимает Министерство регионального развития РФ.
Стройки роста
Строительство жилья должно стать мощным инструментом подъема экономики страны. Важнейшим антикризисным инструментом, находящимся в нашем распоряжении, стала поддержка строительной отрасли как сектора экономики, способного обеспечить спрос на продукцию отечественных предприятий, загрузку производств и занятость в целом ряде смежных отраслей (металлургии, добывающих производств, машиностроении).
В качестве антикризисных мер приняты решения о выделении средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья на сумму 55 миллиардов рублей. Всего в настоящее время в программах Фонда содействия реформированию ЖКХ участвуют 79 регионов. Общий объем осваиваемых средств с учетом долевого финансирования субъектам Федерации достиг уже 116 миллиардов рублей. Благодаря этим средствам в регионах сегодня ведутся основные объемы жилищного строительства.
Значение реализации региональных адресных программ, финансируемых с участием средств Фонда ЖКХ, трудно переоценить: они обеспечивают занятость 1,5 миллиона человек, а участие субъектов Федерации в программах фонда увеличивает доходы региональных и местных бюджетов на 30 процентов.
Замечу, что государство не намерено сокращать вложения в строительную отрасль. Так, на заседании правительства в минувший четверг была поддержана точка зрения минрегиона - отказаться от планов уменьшения финансирования ФЦП "Жилище" на 8 миллиардов рублей, изыскав возможность сохранить его за счет перераспределения средств.
Это позволяет нам продолжить работы в рамках этой программы в полном объеме, в том числе в части приобретения готового жилья для военнослужащих, молодых семей (только на последнее направление в этом году выделено 4,7 миллиарда рублей из федерального бюджета), предоставления субсидий региональным бюджетам на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой застройки. В 2009 году такие субсидии в объеме 3,5 миллиарда рублей будут предоставлены 22 субъектам Федерации.
В целях стимулирования спроса на жилье при непосредственном участии минрегиона разрабатывались и принимались меры по повышению капитализации АИЖК, снижению процентной ставки по ипотечным кредитам. По предоставлению возможности использования "материнского капитала" для оплаты ипотечных кредитов, в том числе кредитов, которые будут взяты в будущем (таким правом могут воспользоваться около 88 тысяч семей на сумму в 26,3 миллиарда руб.). По отсрочке при оплате процентов и основного долга гражданами, взявшими ипотечный кредит, но утратившими возможность обслуживать его из-за потери работы или снижения доходов. Начинает работу Фонд содействия развитию жилищного строительства.
Предпринятые меры по стимулированию спроса на жилье обеспечили поступление на рынок жилья средств, составивших 8 процентов от общего объема продаж. Учитывая реализацию аналогичных программ в регионах, общая доля госучастия на рынке покупки жилья достигает 15-16 процентов.
Совместно с минэкономразвития организована работа с системообразующими предприятиями строительной отрасли.
Помимо поддержки собственно строительной отрасли минрегионом реализуется еще целый ряд антикризисных мер. В частности, при содействии министерства субъектам Федерации выделены субсидии в объеме 20 миллиардов рублей на закупку автомобильной техники, используемой для перевозки пассажиров, а также коммунальной и спецтехники, выпускаемой отечественными производителями. Условиями их предоставления является софинансирование со стороны субъектов Федерации в общем объеме 10 миллиардов рублей. Эта мера способна существенно поддержать не только отечественную автопромышленность, но и развитие транспортного, жилищно-коммунального комплекса регионов. В настоящее время порядок предоставления этих субсидий окончательно согласован. До 30 апреля будут заключены соответствующие соглашения между минрегионом и субъектами Федерации, и деньги поступят в регионы.
Инвестфонд действует
Одним из наиболее значимых инструментов регионального развития продолжает оставаться Инвестиционный фонд. Финансирование межрегиональных инфраструктурных проектов в 2009 году составит 62 миллиарда рублей и позволит создать 15 тысяч рабочих мест.
Дополнительной мерой стало размещение временно свободных средств госкорпораций на счета кредитных организаций для кредитования инвестиционных проектов. Наработан опыт размещения средств в банках с участием государства под условие использования части размещенных средств на развитие строительной отрасли.
В целях стабилизации ситуации на рынке труда в Интернете размещена информация о потребности трудовых ресурсов для реализации крупнейших инфраструктурных проектов Инвестиционного фонда и объектов Олимпиады в Сочи в 2012 году.
Наша работа не ограничивается краткосрочными горизонтами. С учетом развития современной социально-экономической ситуации совместно отраслевыми министерствами и ведомствами, Дальневосточным и Сибирским отделениями Российской академии наук, органами государственной власти субъектов Федерации разрабатываются "Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края, Иркутской области на период до 2025 года" и "Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года".
Все это - составная часть общей государственной работы по реализации антикризисной программы. Для министерства эта работа имеет особое значение, поскольку антикризисная программа правительства на 2009 год, в числе других задач, ориентирована на поддержку регионов и создает дополнительные возможности для стабилизации ситуации по ключевым направлениям. Она фактически пронизывает все жизненно важные для регионов сферы.
Регионы: все учтено
Хотелось бы акцентировать внимание на следующих инструментах содействия Федерации регионам. Министерством организовано эффективное взаимодействие с регионами. Мы участвовали в создании антикризисных штабов, разработке региональных антикризисных программ в части их увязки с федеральными программами.
В министерстве идет постоянная работа по изучению лучшей региональной практики и распространению положительного опыта. Регулярными стали встречи с главами субъектов Федерации, в ходе которых часто звучат очень интересные предложения, которые мы используем в работе.
В условиях кризиса отличительной чертой работы министерства стал не только ответ на вызовы складывающейся финансово-экономической ситуации, но и ориентация на превентивные действия, аудит будущих проблем и принятие мер, направленных на их нейтрализацию.
Речь идет не только об анализе информации с мест, резко увеличено число рабочих поездок сотрудников министерства в регионы. Важным шагом для нас стал процесс установления "обратной связи" с регионами и муниципальными образованиями, в том числе через сайт министерства.
С целью обеспечения социальных гарантий, оплаты первоочередных расходов бюджетов и выплаты заработной платы бюджетным работникам необходимо обеспечить сбалансированность региональной и муниципальной бюджетной системы. Все предложения минрегиона по оптимизации межбюджетных отношений, увеличению объемов федерального софинансирования и созданию инструментов, предоставляющих большую свободу и оперативность субъектам Федерации при направлении ресурсов на решение антикризисных задач, полностью были одобрены в антикризисной программе правительства России на 2009 год.
Основными из них стали меры содействия по этому направлению.
Во-первых, это снижение уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Федерации, на которые предоставляются субсидии из федерального бюджета, с 95 процентов до 60 процентов.
Во-вторых, укрупнение федеральных субсидий и предоставление регионам большей свободы при их распределении для решения первоочередных задач поддержки экономики и инфраструктуры регионов, сельского хозяйства, социальной сферы.
В-третьих, оптимизация методики распределения дотаций в рамках обеспечения компенсации выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации. На эти цели предусмотрено в федеральном бюджете 300 миллиардов рублей.
В-четвертых, расширение возможностей субъектов Федерации по поддержке сбалансированности муниципальных бюджетов.
Очень важно, что в субъектах Федерации продолжится самостоятельная работа по оптимизации бюджетных расходов, пересмотру параметров бюджетов, обеспечению финансирования важнейших инфраструктурных проектов развития регионов.
При этом основным направлением совместной антикризисной работы является реализация программ содействия занятости населения и мер социальной поддержки безработных, а также поддержка реального сектора экономики.
Минрегион совместно с минэкономразвития и минздравсоцразвития проводят согласование объемов господдержки субъектов Федерации на основе ежемесячного мониторинга их социально-экономического положения, который проводит минрегион. Для различных групп регионов готовятся свои пакеты мер. Там, где складывается наиболее непростая ситуация на рынках труда, предусмотрена дополнительная поддержка. Также на уровне регионов для решения проблем занятости осуществляется налоговое стимулирование создания новых рабочих мест на предприятиях всех форм собственности, поддержка самозанятости социально уязвимых групп населения, а также трудоустройства молодежи, впервые выходящей на рынок труда, создание механизмов по стимулированию сельской занятости.
При совместной работе минрегиона с субъектами Федерации над региональными антикризисными программами особое внимание было уделено социальной поддержке отдельных групп населения. Кроме обязательного выполнения социальных обязательств, исходя из возможностей бюджетов, дополнительно проводится работа по обеспечению безусловного финансирования социальных программ, индексации мер социальной поддержки малообеспеченным категориям граждан, пособий малоимущим и обеспечению дополнительного софинансирования при приобретении жилья федеральными и региональными льготниками, мероприятий приоритетных национальных проектов.
Сначала мониторинг, потом - помощь
Все мероприятия поддержки, предусмотренные Программой антикризисных мер правительства на 2009 год, подготовлены с учетом реальной ситуации на местах. Мониторинг ситуации позволяет конкретизировать помощь регионам.
С целью более точного диагностирования "болевых точек" мы углубили работу по мониторингу ситуации до уровня муниципальных образований и конкретных предприятий. Это позволило составить перечень из 1148 предприятий, имеющих существенное значение для экономики субъектов Федерации, понять конкретные проблемы.
На основании этой информации усилия по поддержке реального сектора на региональном уровне экономики будут сосредоточены в первую очередь на поддержке градообразующих предприятий.
Несомненно, что четкие механизмы и правила игры для регионального уровня, установленные антикризисной программой, послужат сохранению социальных гарантий, сохранению и усилению промышленного и технологического потенциала российской экономики, сохранению мощной финансовой системы. Столь масштабные задачи требуют объединения усилий и концентрации ресурсов всех уровней власти, бизнеса и финансового сектора на приоритетах антикризисной программы правительства на 2009 год.