Минобороны подтвердило, что в Главном разведуправлении идет масштабная реформа

Начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров развеял домыслы, появившиеся в прессе вокруг своего главного управления, а также его начальника, и внес некоторую ясность в ситуацию с военной разведкой.

Наша газета уже рассказывала о том, что в структуре ГРУ намечаются и уже идут серьезные преобразования, которые вызывают множество кривотолков. Понятно, что тайная разведка и широкая гласность - понятия несовместимые. И тем не менее из-за отсутствия какой бы то ни было достоверной информации публичные дебаты вокруг того, что происходит в недрах самых секретных служб в нашей стране, неизбежны. Министерство обороны среагировало оперативно. И уже в конце прошлой недели появились официальные сообщения на эту тему.

Заявлено, что начальник ГРУ генерал армии Валентин Корабельников остается на своем посту как минимум на два года. Соответствующий указ о продлении срока его службы подписан. Корабельникова по представлению минобороны на высокий пост назначал президент России. Соответственно и срок его службы также продлил президент. Теперь Валентин Владимирович может носить генеральские погоны до своего 65-летия.

За это время, как опять же подтвердило минобороны, "произойдет изменение структуры ГРУ, будет усилено руководящее звено, укреплены кадры, оптимизирован численный состав подразделений военной разведки" (спецназ ГРУ). По поводу слухов о возможной передаче ряда важнейший функций Службе внешней разведки сказано, что "космическая разведка останется в составе ГРУ".

В принципе, разговоры о слиянии Службы внешней разведки и военной были, скорее, из области фантазий, так как у них изначально разные направления деятельности. Хотя, как утверждают знающие люди, дыма без огня не бывает и какая-то оптимизация во взаимоотношениях ГРУ и СВР все равно произойдет. Лишь бы она была на пользу делу обеспечения безопасности государства.

К слову сказать, не столь уж и давно состоялась торжественная сдача в эксплуатацию новой штаб-квартиры Главного разведуправления в районе Хорошевского шоссе в Москве. Отличительной ее особенностью стал уникальный ситуационный зал с огромной электронной картой мира. На ней в реальном масштабе времени отражается местонахождение всех атомных подводный лодок, несущих ядерные баллистические ракеты, авианосных соединений и крупных воинских формирований. Естественно, эту информацию дают специальные спутники и глобальные системы радиоконтроля. Поэтому-то лишать ГРУ космической разведки было бы в высшей степени неразумно и, говоря экономическим языком, нерентабельно.

Что касается сокращаемых бригад спецназначения - процесс этот, что подтверждают в самом ГРУ, болезненный, но необходимый. Спецназовские бригады действительно сыграли заметную роль и в Афганистане, и в умиротворении региональных конфликтов времен СССР, и в недавних войнах на Кавказе. Однако, как ни парадоксально, подтверждая свою великолепную боевую подготовку, армейский спецназ все больше и больше терял именно профессиональные навыки. Эти части изначально создавались для выполнения сугубо специальных задач в тылу противника, но никак не для участия в войсковых операциях на поле боя. Фактически же спецназ ГРУ давно превратился в нечто среднее между ВДВ, мотострелками и комендантскими подразделениями. Разведчики стратегического назначения и в атаку ходили, и в бронеколоннах двигались, и штабы охраняли.

В свете новых преобразований спецназу попытаются вернуть его первородные функции, хотя сделать это будет непросто - слишком востребованными оказались российские рейнджеры и замену им подыскать сегодня трудно.