Министерство регионального развития РФ предоставило "РБГ" Мониторинг социально-экономического развития регионов за январь 2009 года. В результате оценки социально-экономического состояния регионов были сформированы четыре группы: регионы с наихудшим состоянием, регионы с неудовлетворительным состоянием, регионы с удовлетворительным состоянием, регионы со стабильным состоянием. В наибольшей степени кризис коснулся 21 субъекта РФ, в числе которых Чувашская Республика, Пермский край, Вологодская, Брянская, Ивановская, Кемеровская, Нижегородская, Орловская, Самарская, Челябинская области, Еврейская автономная область и др.
Между тем стабильное состояние экономики сохраняется в 26 регионах, в частности в Республике Башкортостан, Краснодарском крае, г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Ленинградской, Московской и Тюменской областях, имеющих сводный индекс более 0,5 балла. За подробным разъяснением ситуации в регионах мы обратились к директору Департамента мониторинга и оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Министерства регионального развития РФ Максиму Решетникову.
- В Мониторинге социально-экономической ситуации в регионах субъекты были сгруппированы по степени риска, в результате очень много регионов оказались в группе с наихудшим состоянием экономики, причем в 18 из них промышленное производство снизилось больше, чем в среднем по Российской Федерации. Может ли эта ситуация измениться к концу этого года?
- Группировка регионов по степени риска - это оценка возможного негативного сценария развития ситуации, сделанная на основе структуры экономики. Сама группировка регионов не изменится, но ситуация в них будет, безусловно, развиваться по-разному. Более того, она меняется ежемесячно в зависимости от ситуации на мировых рынках, принимаемых правительством решений и т.д.
- В декабре 2008 года спад промышленного производства наблюдался в 62 субъектах Российской Федерации (в том числе в 58 регионах спад производства продолжается уже второй месяц). Это касается только моногородов? Был ли замечен в каких-либо субъектах, напротив, рост промышленности (если да, то за счет чего)?
- Спад промышленности коснулся не только моногородов, хотя для населения последних он был наиболее болезненным. Рост промышленного производства в декабре прошлого года был отмечен в 21 субъекте Российской Федерации, которые зачастую не имеют серьезной промышленной основы, например республики Юга России.
Кроме того, промышленное производство выросло в 9 из 26 регионов группы с низким риском. В качестве исключений можно назвать Санкт-Петербург и Иркутскую область.
- По итогам первого месяца этого года налоговые поступления на треть снизились в 12 регионах, в том числе таких крупных, как Республики Татарстан, Якутия, Свердловская область. С чем связан фискальный недобор?
- Падение доходов региональных бюджетов прежде всего связано с падением поступлений по налогу на прибыль. Это следствие падения налогооблагаемой базы - собственно прибыли предприятий. Более того, регионы были вынуждены вернуть также и часть налога, который предприятия заплатили ранее авансом.
- Считаете ли вы, что снижение объемов строительства жилых домов напрямую связано с дефицитом кредитных ресурсов у строительных организаций или с низкой платежеспособностью населения?
- Жилье в нашей стране в последние годы все больше выполняло функцию инвестиционного актива. Причем вследствие роста цен это был весьма привлекательный актив. В результате цена на жилье оторвалась от долгосрочного тренда, стала явно спекулятивной. Поэтому неурядицы на финансовых рынках очень быстро подкосили спрос на жилье как на объект инвестиций, а проблемы с выдачей ипотечных кредитов, вызванные в том числе и ожиданием ухудшения положения заемщиков, перекрыли и второй мощный источник спроса. Проблемы жилищного рынка, с моей точки зрения, это проблемы спроса - по такой цене, которая сложилась ко второму полугодию 2008 года, жилье покупать никто не будет.
- Наибольшее снижение инвестиций более чем на 20% в ноябре 2008 года наблюдалось (среди крупных регионов) в Архангельской, Иркутской, Московской и Сахалинской областях. Вы считаете это тревожной тенденцией? Следует ли ждать, согласно вашего прогнозу, и дальнейшего падения инвестиционной активности?
- Безусловно. Самой распространенной реакцией бизнеса на кризис является заморозка инвестиционных программ. Можно предполагать, что в 2009 году инвестиции весьма существенно сократятся, единственная надежда - продолжение государством заявленных инвестиционных проектов, что должно как поддержать спрос, так и обеспечить инфраструктуру для последующего экономического подъема.
- Какие субъекты вынуждены были в связи с кризисом скорректировать свои бюджеты? За счет каких статей, как правило, урезают расходы регионы?
- В целом бюджеты скорректировали те регионы, которые раньше столкнулись с кризисом. В качестве примера могу здесь назвать Тюменскую, Челябинскую, Липецкую и Кемеровскую области, Пермский край, Республику Татарстан. В первую очередь регионы сокращают те же статьи расходов, что и бизнес, - инвестиции. Приоритет - выплата заработной платы и социальные обязательства перед населением.
Виктор Басаргин, министр регионального развития России:
- Программа антикризисных мер, принятая правительством на этот год, обещает стать самым действенным инструментом по стабилизации социально-экономической ситуации в регионах. Меры, предусмотренные программой, основаны на четком представлении проблем на местах.
Благодаря регулярному мониторингу социально-экономического состояния регионов, проводимого минрегионом, изучению ситуации вплоть до уровня муниципальных образований и конкретных предприятий мы более точно определили центры напряжения и можем констатировать, что в настоящее время субъекты Федерации продолжают сталкиваться с проблемами низких цен и снижением спроса на производимую продукцию, медленным восстановлением возможностей кредитных организаций в части предоставления приемлемых условий и объемов кредитования.
Следствием этого являются схожие для большинства территорий негативные тенденции: спад промышленного производства и строительных работ, усиление напряженности на рынке труда, снижение доходов консолидированных бюджетов. В январе 2009 г. доходы бюджетов субъектов Федерации по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в среднем сократились на 24%. По нашей оценке, в этом году 29 субъектов Федерации столкнутся с проблемой финансирования текущих расходов.
На эти вызовы и отвечает Программа антикризисных мер правительства на 2009 г., активное участие в ее реализации принимает минрегион. Выделяются три основных направления. Во-первых, стабилизация ситуации на рынке труда за счет совместной работы по реализации программ содействия занятости населения и мер социальной поддержки безработных, а также поддержки реального сектора экономики. Уже сейчас в результате совместных действий минрегиона с минэкономразвития и минздравсоцразвития 10 регионов получили субсидии в общем объеме 2,4 млрд руб., 31 регион подготовил соответствующую нормативно-правовую базу, внесли изменения в региональные законы о бюджете и заключили соглашения с Рострудом. Одобрены региональные программы по содействию занятости 77 субъектов Федерации.
Всего на реализацию программ занятости населения из федерального бюджета выделяется 43 млрд руб.
Реализуются межрегиональные инфраструктурные проекты по развитию территорий через инвестфонд, в рамках которого на эти цели предусмотрено 62 млрд руб. Крупнейшими проектами являются Комплексное развитие Нижнего Приангарья, комплекс нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятий Нижнекамска, "Урал промышленный - Урал Полярный".
В дополнение к этим мерам на региональном уровне предусмотрено субсидирование процентной ставки по кредитам предприятий реального сектора экономики в 69 регионах, предоставление государственных гарантий 57 субъектам РФ.
И, наконец, третье направление - это обеспечение сбалансированности региональной и муниципальной бюджетной системы. Очень важно, что на уровне субъектов Федерации продолжится самостоятельная работа по оптимизации бюджетных расходов, пересмотру параметров бюджетов, обеспечению финансирования важнейших инфраструктурных проектов развития регионов.
СПРАВКА
В январе 2009 года произошло существенное сокращение доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Совокупный объем поступлений составил 296 млрд рублей, что на 24% меньше, чем в январе 2008 года.
Доходы снизились в 79 регионах, при этом в 47 они упали более чем на 30%. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в республиках Калмыкия, Карелия, Коми, Саха, Татарстан, Забайкальском крае, Астраханской, Вологодской, Иркутской, Кемеровской, Костромской, Курганской, Новгородской, Свердловской, Ярославской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Еврейской автономной области.
Вместе с тем в структуре расходов большинства регионов в январе 2009 года большая часть - расходы на оплату труда и начисления. В 16 регионах их доля превысила 50%.