Новости

24.03.2009 05:00
Рубрика: Общество

Ученый совет

Ректоры российских вузов представили программу развития образования в условиях кризиса

На прошедшем в Москве IX съезде Российского союза ректоров главы вузов России фактически представили программу дальнейшего развития образования в условиях кризиса.

Весомости этой программе добавило присутствие на съезде президента Дмитрия Медведева, который вместе с президентом РСР, ректором МГУ им. Ломоносова Виктором Садовничим озвучил, что и как будет происходить в российском образовании в ближайшем будущем. Так, около 25 тысяч студентов-контрактников могут быть переведены на бесплатное обучение, количество бюджетных мест в магистратуре и аспирантуре прибавится и появятся дополнительные рабочие места при вузах.

Виктор Садовничий предложил также ввести квоты на прием на работу молодых специалистов - выпускников вузов. По его словам, в этом году 5 процентов компаний вообще не планируют брать на работу молодежь, а остальные попросту сокращают количество молодых людей в своих штатах в среднем на четверть.

- Можно подумать вместе о том, чтобы сделать обязательной для работодателей некую квоту приема на работу ребят, только что окончивших вуз, и гарантировать им сохранение рабочего места на определенный срок, - заметил Садовничий.

Впрочем, министр Фурсенко воспринял идею ректора ведущего вуза страны с осторожностью.

- Это сложный вопрос, который нужно много обсуждать, - сказал министр. - Создание каких-то режимов "обязаловки" может привести к обратной реакции: работодатели вместо того, чтобы создать условия для прихода молодых специалистов, будут думать, как бы от них отделаться.

По словам Фурсенко, мерой поддержки выпускников может стать возрождение так называемого института стажеров-исследователей, поддержку которых частично возьмет на себя государство, а частично - работодатель.

Вице-президент Российского союза ректоров, президент СПбГУ Людмила Вербицкая выступила за то, чтобы сочинение снова стало обязательным выпускным экзаменом в школе, итоговой формой контроля знаний по русскому языку и литературе. Напомним, что с введением ЕГЭ сочинение приобрело лишь рекомендательных характер. Ее поддержал и Виктор Садовничий: "Отказ в ряде школ писать сочинение под тем предлогом, что больше нет такого вступительного экзамена, может привести к неспособности не только правильно выражать мысли, но и вообще мыслить".

мнения

Анатолий Задорожный, ректор Самарского института бизнеса и управления:

- Все мы сейчас с тревогой думаем о судьбе российского образования. Но в будущее смотрим с оптимизмом. Для нас, как негосударственного вуза, сейчас основная проблема - чтобы наши студенты смогли доучиться и получить дипломы. Несмотря на финансовые сложности. Я уже давно готов зафиксировать плату за обучение на сегодняшнем уровне и не повышать ее. О необходимости этой меры говорил и президент. Но надо понимать, что, если негосударственные вузы "заморозят" оплату для студентов, за этим должна последовать заморозка и других важных для вуза моментов: арендной платы, различных налогов.

Сергей Бабурин, ректор Российского государственного торгово-экономического университета:

- Увеличение количества бюджетных мест в аспирантуре и магистратуре - очень важная новость, прозвучавшая на съезде. Это совершенно новый подход, ведь до последнего времени считалось, что магистратура, к примеру, будет только платной. Шла речь и об укреплении академических свобод высших учебных заведений. Это одна из ключевых идей РСР, и, что радостно, она была поддержана президентом. Сохранение и укрепление автономии высших учебных заведений в сегодняшней ситуации - принципиально. Актуально и то, что для развития вузов, которые лидируют в инновационном процессе, не будет сокращения бюджета. Это обещание главы государства воспринято нами с надеждой.

Валерий Теличенко, ректор Московского государственного строительного университета:

- Мы говорим о том, что надо не просто пережить кризис. Надо работать в этих условиях, но готовиться к подъему. Я возглавляю строительный вуз. Сейчас ряд компаний действительно заявил о сокращении объемов, о сокращении кадров. И для тех людей, которые сегодня теряют работу, образование - тот поплавок, который не даст утонуть. Мы приглашаем молодых специалистов-строителей продолжить обучение: у нас есть и программы МВА, и аспирантура. Нужно открывать новые образовательные направления в каждой отрасли. У нас, к примеру, появилась специальность "Высотное строительство" - очень актуальная для Москвы сейчас. Также набираем студентов для подготовки специалистов в области освоения подземного пространства.

Общество Образование Наука и образование МГУ им. Ломоносова Правительство Минобрнауки Финансовый кризис в России