24.03.2009 04:10
    Поделиться

    В Ивановской области не успевают в срок выдавать компенсации и надбавки

    Две самые масштабные социальные акции начала года - перевод бюджетников на отраслевые системы оплаты труда и монетизация льгот на услуги ЖКХ - в регионе пока проходят согласно известной формуле "хотели как лучше"...

    Доходы "съела" минималка

    В конце прошлого года областные власти, сославшись на сложную экономическую ситуацию, отказались от обещания повысить с 1 января зарплаты бюджетникам на 30 процентов. Тем не менее они гарантировали как минимум сохранение того уровня доходов, который врачи и педагоги имели при расчетах по единой тарифной сетке (ЕТС). А в последний день 2008 года губернатор Михаил Мень все-таки подписал постановление об увеличении фондов оплаты труда в обещанном ранее размере. Как он пояснил, для этого региону придется существенно ужаться в расходах на управление и капитальное строительство.

    Однако в Ивановском муниципальном районе январские зарплаты 62-х процентов работников бюджетной сферы оказались даже меньше декабрьских. В Южском районе заметно сократилась оплата труда в учреждениях культуры, в Приволжском - в детсадах. А если у кого-то оклады и выросли, то далеко не на 30 процентов.

    Особенно ущемленными посчитали себя воспитатели детских садов и начинающие врачи. В результате отказа от ЕТС они стали получать почти столько, сколько уборщицы. Ивановские медики даже планировали организовать пикет у стен мэрии, но в последний момент передвинули акцию протеста на март. Почему? Оказывается, они сами виноваты в том, что получили меньше, чем рассчитывали.

    Как разъяснили на спешно созванных брифингах высшие чиновники областной и городской администраций, на 30 процентов был повышен общий фонд оплаты труда. Однако переход на отраслевые системы совпал с увеличением минимальной заработной платы (МРОТ) с 2300 до 4330 рублей. На компенсации этой разницы выделенные суммы в основном и разошлись. По информации первого зампреда областного правительства Ольги Хасбулатовой, в сфере образования и здравоохранения повышенная минималка "съела" 45 процентов средств, соцзащиты и культуры - более 70. Таким образом, зарплаты санитарок, нянечек и тех же уборщиц почти удвоились. А начинающие хирурги получили лишь на несколько сотен больше.

    Себя не обидели

    Впрочем, дело не только в МРОТ. Новая система оплаты труда помимо базовой части (оклада) предусматривает выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Причем их конкретные перечни каждое бюджетное учреждение устанавливает самостоятельно.

    И как же это было сделано на практике? Во многих коллективных договорах зафиксированы выплаты стимулирующих надбавок раз в квартал (то есть первую из них люди получат лишь в апреле). А в некоторых организациях вообще не стали разрабатывать положений о стимулирующих выплатах. В результате вместо специального органа, уполномоченного всем коллективом, как и предписано федеральными властями, зачастую их единолично распределяют директора и главврачи. И далеко не всегда объективно. Например, в Савинском районе зарплаты директоров школ в результате реформы в январе выросли в среднем на 70 процентов, а учителей - на 5.

    До 1 января размеры различных компенсаций гражданам рассчитывали 730 организаций. Около ста из них отказались предоставить властям список льготников

    - Некоторые главврачи нарисовали себе месячные зарплаты в 60-80 тысяч рублей, - заявил журналистам губернатор Михаил Мень. И пообещал строго спросить за это не только с любителей красиво жить за счет подчиненных, но и с глав муниципальных образований, допускающих такие безобразия.

    Впрочем, рано или поздно все бюджетники получат стимулирующие надбавки. К тому же мэрия Иванова пообещала увеличить гарантированную часть зарплаты медиков еще и за счет удвоения коэффициента за квалификацию. Но когда десятки тысяч местных льготников получат денежный эквивалент отмененных в регионе с 1 января натуральных коммунальных льгот - об этом пока не может сказать уверенно даже Наталья Косарева, курирующая монетизацию льгот в облдепартаменте соцзащиты.

    По ее словам, Ивановская область не пошла по пути соседей -костромичей, которые общую сумму компенсаций разделили между всеми льготниками поровну. Как прикинули в департаменте, каждому ивановцу, имеющему право на льготы, досталось бы 300 рублей в месяц. Это, безусловно, выгодно селянам (какие в дальних деревнях коммунальные услуги!), но ущемило бы многих горожан, выплаты которых могут доходить до 900 рублей и больше. Однако регион пошел по самому сложному пути - индивидуального расчета сумм компенсаций. Сил для этого, судя по всему, не рассчитал.

    Опережая события

    256 тысяч льготников - это 256 тысяч фактически заново сформированных выплатных дел с документальным подтверждением каждой льготы (в регионе их 59 видов). Для этой работы департамент дополнительно принял на работу 60 сотрудников, которые в поте лица трудились все новогодние каникулы. И тем не менее в январе 25 тысяч льготников компенсаций не получили.

    - До 1 января льготы в регионе самостоятельно рассчитывали 730 организаций, вычитая их стоимость из сумм платежей, - поясняет Наталья Косарева. - Половина из них, как оказалось, не вели электронных реестров льготников, а около ста компаний вообще отказались делиться с нами такой информацией.

    Впрочем, чиновник полагает, что это дело поправимое. Даже если кто-то из граждан подтвердит свои права на льготы в декабре 2009-го, он получит компенсации за весь год. К сожалению, эта истина доходит далеко не до ветеранов. В результате практически в каждом районном отделе департамента пришлось организовать прием посетителей по предварительной записи. Правда, чтобы получить талон, тоже приходится часок-другой потолкаться в очереди.

    По логике чиновников, во всем опять виноваты сами ивановцы. Экая, дескать, невидаль - мало получили в январе! Все уточним, доначислим - никто не потеряет ни рубля. Ветеранов, однако, такие аргументы не убеждают. В январе резко подскочили тарифы и цены, и теперь практически вся пенсия уходит на оплату жилья и лекарств. А самое главное, многие не могут понять, зачем вообще понадобилась спешка с отменой натуральных льгот.

    У властей резонный ответ: без этого область не получит желаемых сумм из федерального Фонда реформирования ЖКХ. С другой стороны, срок проведения монетизации истекает лишь 1 января 2010 года. До этого времени можно было разобраться с единым реестром льготников и без спешки получить от каждого необходимые документы.

    Похоже, региону льстит возможность попасть в передовики по темпам внедрения федеральных новшеств. Тем более что по уровню доходов населения и темпам развития экономики Ивановская область по-прежнему аутсайдер в Центральном округе.

    Поделиться