Сегодня в Высшей школе экономики министр финансов Алексей Кудрин приватно сойдется с 40 влиятельными банкирами страны и проведет "мозговой штурм": как работать с банками с учетом нового антикризисного плана правительства.
Вчера же министр добросовестно комментировал каждую инициативу по выходу из кризиса, звучавшую с трибуны XI Всероссийской конференции Ассоциации региональных банков (АРБ). Мажором на протяжении всего заседания звучали слова признания, что за кризисные полгода страна успешно преодолела минутный коллапс банковской системы, связанный с "шоком ликвидности" и проблемой девальвации рубля.
Министр финансов в ответ согласился: "Да, шок прошел", и добавил, что банковская сфера сегодня полностью под контролем. К тому же, по словам Кудрина, Россия достойно прошла и первое тяжелое испытание по сокращению нефтяных доходов. Впрочем, после коротких оценок министр призвал "не расслабляться" и перешел к обсуждению острых текущих проблем. Он согласился с одним из главных рисков, с которым сегодня столкнулась банковая система, - ростом невозврата кредитов. Вместе с тем он заметил, что одновременно с этими процессами еще полгода-год банкам не удастся наращивать свои кредитные портфели.
- Это отраженная волна в реальном секторе экономики, - пояснил Кудрин.
- Спрос на кредиты уменьшается в связи с падением производства. Запасы непроданных и нереализованных товаров копятся. Соответственно, предприятия не могут расплачиваться по кредиту, равно как и брать их, - обрисовал сложную ситуацию Кудрин. При этом он назвал критическую цифру объема невозврата кредитов, на которую сегодня ориентируется правительство, - 10 процентов от всего объема выданных кредитов. Напомним, сейчас совокупная задолженность перед банками держится пока на уровне 4 процентов. В случае же приближения критической отметки правительство, по словам главы минфина, вновь бросит банкам спасательный круг по капитализации долгов. На эти цели в бюджете уже предусмотрено 300 млрд рублей. Плюс 255 млрд рублей могут быть предоставлены банкам в форме субординированных кредитов.
Впрочем, по оценке Ассоциации региональных банков, на восполнение капиталов банковской системы в течение двух лет может потребоваться от 2 до 5 триллионов рублей. Вчера банкиры предложили изыскать эти деньги с помощью соинвесторов, которые будут участвовать в создании и работе так называемого фонда "плохих активов". Эту идею в последнее время упорно лоббирует глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. В ответ Кудрин заметил, что минфин и Центральный банк относятся к этому предложению осторожно.
- Мы не будем создавать никаких фондов, - подчеркнул министр.
- Опыт США, где аналогичная структура появилась, для России неприемлем. Камнем преткновения становится оценка подобных активов. Если они плохие, то ничего и не стоят, - попробовал убедить Кудрин погрустневшего Аксакова, который к этому времени успел создать эпохальную концепцию управления проблемной задолженностью.
- Мы пойдем другим путем, - продолжил министр финансов. - Центробанк и агентство по страхованию вкладов с каждым банком будут работать "индивидуально", тогда не придется массовым порядком скупать эти активы у банков.
Отверг глава минфина и еще одну заветную цель Анатолия Аксакова - сохранить в целостности и неприкосновенности ту тысячу с небольшим коммерческих региональных банков, которые сегодня пока еще действуют в России.
- Надо уходить от мелких банков к консолидации. Нам нужно не количество, а качество. Именно с этой целью государство увеличивает с 1 января 2010 года минимальный уставной капитал для банков до 90 миллионов рублей, а с 2012 года - до 180 миллионов рублей, - пояснил министр.
Он заметил, что это совершенно "посильная планка для качественных банков, которая поможет еще большему процессу их консолидации".
Кстати, вчера Кудрин еще раз подтвердил и позицию правительства о том, что ограничивать свободное движение капиталов власти не намерены.
"Сейчас, к примеру, 90 процентов экспортных платежей с Россией Беларусь оплачивает в рублях, привел пример Кудрин, - удастся выстоять, и дальше будем работать в плюс", - подчеркнул он. Позже министра поддержал первый заместитель главы Центробанка Алексей Улюкаев. Он сообщил, что уже в ближайшее время ЦБ готов сократить годовой прогноз в 11 миллиардов долларов по оттоку капитала. По словам Улюкаева, это станет возможно, если и торговое сальдо, и текущий счет платежного баланса будут положительными. А тенденции к этому есть. В целом Алексей Улюкаев охарактеризовал финансовую обстановку в России как "сбалансированную". Об этом, по его словам, свидетельствует и позитивная динамика по уменьшению процентных ставок на межбанковском рынке, и снижение спроса на операции РЕПО, и досрочное возвращение банками безналоговых кредитов. Кроме того, за счет средств из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в этом году будет проведена эмиссия на 2 триллиона 700 миллиардов рублей. Тем самым в экономику со скоростью 300 млрд рублей в месяц хлынет дополнительная ликвидность. По словам Улюкаева, это будет мощным стимулом для госзакупок, оживления производства и спроса. "И все разговоры о дефиците ликвидности можно будет закончить", - сказал Улюкаев.
Еще одна новация ЦБ - расширение на сотни миллиардов рублей объема залогов за счет выпуска облигаций крупнейшими компаниями, включенными в перечень предприятий, которые поддерживает государство. "120 таких предприятий из 295 уже выпустили такие облигации", - сообщил Улюкаев. Постепенно, пообещал он, будет расти и спектр предприятий-заемщиков, которым банки могут рефинансировать долги. ЦБ будет поощрять этот инструмент, пообещал Улюкаев. Кстати, комментируя возможный рост просрочки заемщиков перед банками с нынешних 4 до 10-15 процентов, Улюкаев назвал эти прогнозы гипотетическими. Но предупредил, что ЦБ, со своей стороны, готов к любому развитию событий через различные программы рекапитализации банков.
Комментируя текущую ситуацию, первый зампред ЦБ с гордостью заметил, что бивалютная корзина стала на 2 рубля дешевле. Значит, рубль укрепляется. В марте Банк России только приобретал, а не продавал валюту. Среди положительных тенденций также сокращение доли валютных депозитов населения и наступление "конца этапа девальвационных ожиданий", который непременно окажет позитивный эффект на инфляцию. Эти и другие объективные здоровые показатели дают Банку России шанс уменьшить ставку рефинансирования ЦБ. А значит, стимулировать кредитование и спрос, порадовал банкиров Улюкаев.