Вчера во время "правительственного часа" в Совете Федерации министр образования и науки Андрей Фурсенко, посетивший также и Госдуму, докладывал об основных приоритетах в образовательной сфере и спорил с сенаторами по поводу единого госэкзамена.
В своем докладе министр первым делом перечислил основные достижения и "качественные подвижки" в образовательной сфере. По словам Фурсенко, за прошедший год почти в два раза возросла доля школьников, обучающихся в современных условиях, а средняя зарплата учителей значительно повысилась. В рамках нацпроекта "Образование" за три года адресным образом было потрачено свыше 120 миллиардов рублей бюджетных средств. Во многих инновационных вузах России появились мощнейшие суперкомпьютеры, позволившие им успешно конкурировать с ведущими европейскими вузами. Кроме того, стремительно уменьшается количество ветхих аварийных школ: два года назад их было две с половиной тысячи, а на сегодняшний день осталось 900. По словам Фурсенко, эту проблему министерство планирует полностью решить в течение ближайших трех лет.
В кризисных условиях увеличилась и поддержка студентов. Как сообщил министр, в 2009 году на тысячу выпускников школ выделено 420 бюджетных мест по очной форме обучения, в то время как в прошлом году этот показатель составлял 397 мест. На три тысячи мест увеличился прием в аспирантуру, более чем в полтора раза увеличен прием в магистратуру. Помимо этого будет осуществляться перевод студентов с платных мест на бюджетные, что должно стать для студентов дополнительным стимулом к хорошей учебе.
Однако сенаторов больше всего интересовала проблема Единого госэкзамена (ЕГЭ). Глава верхней палаты Сергей Миронов уже давно показал себя ярым противником этого нововведения и неоднократно заявлял, что ЕГЭ окажет только негативное влияние на развитие российского образования. Вот и вчера спикер не удержался от того, чтобы не задать министру каверзный вопрос.
- Не кажется ли вам, что, вводя ЕГЭ, мы тем самым ограничиваем конституционное право некоторых выпускников школ прошлых лет, которые кончали школы в тех регионах, где не было экс перимента? - строго спросил Миронов. - Ведь сейчас им фактически закрыта дорога к получению высшего образования.
Фурсенко со спикером не согласился. По его словам, в этом году введены специальные льготы при поступлении в вузы для выпускников прошлых лет, иностранцев и соотечественников, проживающих за рубежом, поэтому проблем с получением выс шего образования ни у кого возникнуть не должно.
Вообще в ходе "правительственного часа" на министра обрушился целый шквал едких вопросов и замечаний по поводу Единого госэкзамена. Вслед за спикером сенаторы один за другим критиковали образовательное новшество, находя в нем немало изъянов и недостатков. Министру пришлось долго и последовательно защищать ЕГЭ от потока критики.
- ЕГЭ ничуть не сложнее, чем любой другой экзамен, но он более объективен, - уверял Фурсенко. - Это объективная оценка не только тем, кто учится, но и тем, кто учит.
По мнению министра, ЕГЭ может стать хорошим тестом прежде всего для учителей, а не для учеников, ведь плохие отметки за этот экзамен грозят в первую очередь именно тем, кто учит, а не тем, кто учится. По данным министра, во многих регионах учителя сегодня отговаривают ребят подавать заявку на сдачу ЕГЭ по таким предметам, как физика и информатика, опасаясь, что ученики могут "схлопотать" плохую оценку. Старшеклассникам это ничем не грозит, так как, во-первых, они обязаны сдать всего два обязательных предмета - русский язык и математику, остальные по выбору; во-вторых, выпускник имеет право пересдать одну неудовлетворительную оценку. А вот к работе учителей по итогам плохо сданного экзамена могут возникнуть претензии.
- Если мы считаем неправильным ввести ЕГЭ, тогда мы должны признать, что пока не готовы получать объективную оценку знаний и качества преподавания, - подытожил Фурсенко. В то же время министр признал, что дискуссия на эту тему далеко не закончена и будет обсуждаться и дальше "в любом удобном формате".
На вчерашнем заседании были также утверждены двое новых сенаторов. Впрочем, одного из них "новым" назвать сложно: сенаторское кресло занял бывший спикер верхней палаты и экс-губернатор Орловской области Егор Строев. В Совете Федерации он займет место своей дочери Марины Рогачевой. Верхняя палата также утвердила в должности сенатора бывшего первого замминистра юстиции Александра Савенкова.
Вчера же сенаторы одобрили закон, позволяющий общественным объединениям наряду с политическими партиями выдвигать своих кандидатов на выборы муниципального уровня. По словам депутата Госдумы Сергея Маркова, этот закон призван "укрепить союз между политическими партиями и общественными организациями".