26.03.2009 03:00
    Поделиться

    Профессор Анатолий Морозевич: Секрет науки управления

    В чем состоит секрет науки управления и как она взаимосвязана с реалиями жизни? Об этом профессор факультета журналистики Белорусского государственного университета, доктор политических наук Елена Баранова беседует с ректором Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктором технических наук, профессором Анатолием Морозевичем.

    - Анатолий Николаевич! В ходе союзного строительства мы видим постоянное взаимодействие между высшим руководством наших стран и органами госуправления. А есть ли опыт сотрудничества между Академией управления при Президенте Республики Беларусь и Российской академией государственной службы при Президенте России?

    - Российская академия государственной службы - наш основной партнер, мы работаем совместно в рамках договора о сотрудничестве. Традиционным стало обоюдное участие в семинарах и конференциях. Круг обсуждаемых проблем, как правило, широк. Например, ежегодно проводится Международная научно-практическая конференция "Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования", организаторами которой выступают оба наших вуза. Наши преподаватели и профессура с большим желанием и интересом проходят стажировку в Российской академии государственной службы. И стремятся проявить такое же гостеприимство и внимание по отношению к своим российским коллегам. Сотрудники нашей академии командировались в РАГС для участия в научно-исследовательской работе.

    Но особенно перспективна, на мой взгляд, идея образования Совета ректоров академий управления и государственной службы стран - участников СНГ, а также Ассоциации академий государственного управления. Ведь расширение интеллектуального пространства всегда способствует взаимоинтеграции государств и народов. Уже накопленный союзный опыт позволяет белорусским и российским ученым возглавить работу по реализации этой идеи. Самой историей переплетены наши корни. И значит, при особенностях в моделях современного развития независимых стран мы всегда будем искать и находить то общее, что нас объединяет.

    - Какой вам видится "инженерия" государственного управления?

    - Управлять нужно, зная, чего от тебя ожидают, и так, чтобы тебя понимали. Коммуникационно-кибернетические подходы используются и при исследовании системы государственного управления. Государственные институты в данном случае рассматриваются как основные элементы системы, по отношению к которым окружающей средой выступает общество. Социальная среда адресует им свой импульс в форме запросов, ожиданий, общественного мнения. Государство отвечает на запросы общества и одновременно воздействует на него посредством нормотворчества, принятия соответствующих программ и решений. Как результат народ видит в государственной власти выразителя интересов самого населения. Отсюда появляется возможность говорить о продуктивности и авторитете государственных структур и устойчивости системы в целом.

    - Рассматриваете ли вы белорусскую модель устойчивого развития в качестве варианта эффективного взаимодействия государственной системы управления и социальной среды?

    - Это показали происшедшие события. Кризисное состояние постсоветского периода Беларусь преодолела, опираясь на социально-ориентированную политику реформ - с ведущей ролью государства в их реализации.

    Изначально тогда главным в реконструируемой экономике был назван государственный сектор. Резервом повышения эффективности функционирования гос предприятий явилась административная и экономическая ответственность за результаты работы. Сохранив экономическое пространство и дисциплину труда, государство приостановило нарастание дифференциации в доходах населения, обеспечило защиту социально уязвимым слоям общества и взяло в полном смысле слова под свою опеку развитие образования, здравоохранения, науки, культуры. Подчеркну, государственное регулирование вовсе не использовалось как тормоз для рынка и "частника". Более того, предусматривалось упрощение налогообложения для малого и среднего бизнеса. При этом развитие рыночной инфраструктуры начало осуществляться в соответствии с защитой прав потребителя. Эти тенденции все более усиливались с течением времени. Даже нашим оппонентам стало очевидно, что продуктивность белорусских реформ - в сочетании как рыночных, так и административных механизмов регулирования социально-экономическими процессами. И уже реализуя Основные положения Программы социально-экономического развития страны до 2010 года, мы опираемся на все тот же подход: ориентацию работы органов государственного управления "в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей". То есть человеческий фактор интегрирован в саму систему реализации государственной власти.

    Вот как это отражается в социологических исследованиях белорусских ученых. В текущем десятилетии постепенно возрастает процент респондентов, оценивающих свое положение как хорошее и среднее и одновременно сокращается число тех, кто относит себя к малообеспеченным и бедным. Кстати, бедными считают себя семьи, у которых из домашнего имущества, цитирую, "есть только необходимый минимум: холодильник, телевизор, мебель". Субъективные ответы респондентов можно дополнить объективной статистикой. Процентное соотношение принятых и уволенных работников в динамике с 2000 по 2007 год отразило стабилизацию рынка труда. Уровень зарегистрированной безработицы (к численности экономически активного населения) за этот же период сократился до одного процента. В течение обозначенного отрезка времени Белстат зарегистрировал рост индекса едва ли не всех социально-экономических показателей. А сравнение реальной среднемесячной зарплаты работников по отдельным отраслям экономики - особенно в последние годы - говорит о востребованности в Беларуси интеллектуального потенциала. И, как это вытекает из последних заявлений Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, государство и далее не устранится от влияния в стратегических сферах экономики. Объявленная же экономическая либерализация - не новый курс, а продолжение социального пути развития, высвобождающее предприимчивость и инициативу самого населения.

    - Насколько адаптирована к реалиям и вызовам времени традиционная общественная психология?

    - Учеными разрабатываются модели адаптационного поведения социальных групп и индивидов. В числе детерминирующих факторов во внимание берутся социальный статус, демографические характеристики и даже психологические особенности личности. Среди обозначенных исследователями типов социально-группового поведения назову лишь основные. Люди, приспособленные к темпу жизни и удовлетворенные своим социальным положением, выступают за ускорение процессов экономической либерализации. Другие же, напротив, в решении любых проблем склонны полагаться исключительно на помощь государства. На вопрос социологов, какими проблемами правительство страны должно заниматься в первую очередь, они отвечают: "Повышением уровня оплаты труда и ограничением роста цен". А есть и те (их, правда, меньшинство), кто вообще настроен на жизнь "сегодняшним днем", особенно в контексте информационных сообщений о мировом экономическом кризисе.

    По оценкам (в том числе российских) социологов, общественное мнение в Беларуси "качнулось" в сторону либерализации экономических процессов. Население все больше начинает понимать перспективы рыночных преобразований. Государство и предпринимательство становятся на путь стратегической взаимозаинтересованности.

    - Как направить государственное управление на повышение экономической активности и ответственности людей? Что еще более необходимо в период мирового кризиса?

    - Сегодня это краеугольный камень белорусской внутригосударственной политики. И в этом направлении уже многое делается. Возьмите, например, решение в Беларуси вопроса об отводе земельных участков, упрощение регистрации субъектов хозяйствования, меры по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности, упрощение налогового законодательства, а также порядка проведения и контроля торговых операций... Задача современного руководителя - не за руку людей водить, а предоставить им простор для проявления и реализации собственных сил. В этом, по-видимому, и состояла мысль известного социолога Макса Вебера о роли администрации в пост индустриальном государстве. Кстати, ее необходимо отличать от бюрократии, традиционно символизирующей отчужденность госаппарата от общества. Администрация рассматривается сегодня, напротив, в качестве "парной категории" с общественностью, что возвращает нас к тезису о взаимообусловленности социальной среды и системы государственного управления.

    - Какие свойства, на ваш взгляд, необходимы современным профессионалам-управленцам?

    - Прежде всего - высокий образовательно-интеллектуальный уровень. Во-вторых, это должны быть люди, знающие жизнь изнутри и умеющие понять простого человека. И еще необходимо обеспечить открытость и прозрачность аппарата управления при преемственности в кадровом составе. Системная ротация кадров - профилактика застоя в управленческой среде. Ведь общение с конкретными руководителями формирует у людей представление об администрации в целом. Поэтому высвобождение госаппарата от чиновников, избравших стилем своей деятельности бюрократизм, - это тоже веление времени.

    - Требует ли модернизации действующая система подготовки и переподготовки управленческих кадров?

    - Нужно преодолеть инертность мышления и обеспечить современное качество образовательных услуг. Речь идет о подготовке инновационно ориентированных руководителей, способных не только воспринимать, но и генерировать новое. Значит, не обойтись без координации усилий всех заинтересованных сторон. В целом наша деятельность должна осуществляться, на мой взгляд, в единстве двух подходов. С одной стороны, предстоит с опережением удовлетворять запросы системы госуправления в высококвалифицированных руководящих работниках. С другой - перейти на личностно ориентированное обучение, способствующее самореализации каждого слушателя и студента.

    - Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями об усовершенствовании работы Академии управления.

    - Мы готовим управленческую элиту. Поэтому, не ограничиваясь имеющимися образовательными стандартами, пора подумать о создании стандарта выпускника академии. Выпускники же, как известно, родом из абитуриентов. Значит, нужна целенаправленная профориентационная работа со старшеклассниками средних школ, их "диагностика", а если хотите, то и "селекция" по критерию организаторских способностей и даже лидерских качеств. При зачислении же слушателей необходима адресность набора. Согласитесь, что не дело, когда в одной учебной группе шлифуют свою подготовку, например, начальник управления администрации района, главный инженер промышленного предприятия и редактор журнала. Неизбежная при этом усредненность программ окажется чреватой усредненностью знаний.

    Что же касается учебного процесса - переходим от монолога к диалогу, рассматриваем аудиторию не как "объект", а как "субъект" образовательного процесса. Тем более что большинство наших слушателей - практики, то есть люди, знающие "кухню" управления не понаслышке. Наконец, не умаляя значимости экономических, правовых и социогуманитарных дисциплин, предстоит расширить нишу дисциплинарного цикла госуправления. Это вытекает из социального статуса нашего вуза, его устава да и самой его миссии. Все это подводит к мысли о перспективе создания национальной научной управленческой школы. Тогда среди звездных научных имен появятся и белорусские ученые, целенаправленно работающие в данном русле, а качество образовательных услуг поспособствует формированию управленцев современного типа.

    Минск-Москва

    Поделиться