git
    26.03.2009 04:37
    Рубрика:
    Инструкцию по выживанию в условиях кризиса разработали компании Среднего Урала
    Участники форума директоров разработали инструкцию по выживанию в условиях кризиса

    Итоги полугодия, прожитого под знаком экономических потрясений, подвели уральские бизнесмены. 

    Участники форума директоров, организованного группой компаний "Инталев" в Екатеринбурге, рассказали о том, как изменилась их тактика в новых условиях. Основной тезис: на смену завышенным ожиданиям и привычке жить в кредит должны вернуться принципы экономической эффективности и жизни по средствам. Чтобы сохранить позиции на рынке, потребовались гибкость и быстрота в принятии решений.

    - Я начал напрямую общаться с клиентами. То, на что раньше уходило два-три дня, теперь делается за несколько часов, - делится опытом производственный директор одной из екатеринбургских компаний Тимофей Грахов.

    Все чаще к управлению возвращаются собственники фирм - берут на себя ответственность за ключевые решения. Это помогает быстро направить ресурсы в нужное русло. Именно управляемость участники форума назвали главной ценностью бизнеса.

    - Кризис - хорошая диагностика для коллектива, - отмечает топ-менеджер Ирина Махова. - Люди, которые пасуют перед трудностями, компаниям не нужны.

    Впрочем, чаще всего увольнять сотрудников приходится не из-за личностных качеств, а в связи со сворачиванием проектов, уходом с рынков и территорий.

    Лишь немногие сообщили, что практически не изменили состав коллектива. Даже если у сотрудника отпала необходимость выполнять прямые обязанности, его временно можно перевести на другой фронт работ. Кстати, руководители настроены укреплять наиболее важные именно сейчас кадровые звенья, тем более что на рынке труда есть выбор:

    - Открыли две вакансии в отделе продаж и за две с половиной недели получили сто пятьдесят резюме, - рассказывает организатор форума Оксана Ковтун. - Тридцать процентов из них можно рассматривать в качестве кандидатов.

    Чтобы кадровые перестановки не стали поводом для корпоративной депрессии, грамотные руководители стремятся избегать информационного вакуума: у нескольких фирм появился даже внутренний интернет-ресурс, где публикуются новости компании. Интересно, что раньше на это не находилось денег.

    Другая проблема - как, занимаясь оптимизацией, не нарушить прав сотрудников. Самые распространенные ошибки руководителей на поприще кадровой политики перечислил юрист Филипп Штивельберг. В свежей судебной практике уже есть примеры понуждения к уходу по собственному желанию и неудачные попытки уволить по результатам аттестации. Как отмечает эксперт, эта процедура недаром вызывает повышенный интерес надзорных органов. Часто нарушаются права при сокращении штатов: работодатели забывают, каким категориям сотрудников по закону положено отдавать предпочтение при сохранении рабочих мест.

    Радикально изменилось и отношение к финансам. Первым делом большинство коммерсантов начали сокращать издержки, искать способы экономии. Например, рассказывает Ирина Махова, фирма еще летом досрочно закрыла все кредиты, взяв займ под более выгодный процент, опередив в анализе ситуации банки.

    Сегодня долги перед кредиторами играют порой решающую роль: компании по возможности выбирают партнеров, не обремененных обязательствами. При верстке бюджета стараются составить план "Б" на случай изменения обстоятельств. Планирование становится более гибким, а контроль за финансами - более детальным.

    Вообще кризис - лучший бизнес-тренер, сошлись во мнении участники форума. Они признаются: устали говорить и слушать о трудностях. Готовы работать - по-новому. И впереди оказываются те, кто и раньше тщательно взвешивал решения.