26.03.2009 04:45
    Поделиться

    На Среднем Урале все больше образовательных программ для начинающих бизнесменов

    На фоне кризиса на Урале активировались компании, предлагающие услуги по бизнес-образованию. Насколько они востребованы предпринимателями, выяснял корреспондент "РГ".

    Инструктаж для начинающих

    Эксперты отмечают, что рынок услуг по бизнес-образованию на Среднем Урале хоть и явно "перегрет", но не блещет разно­образием. Государство здесь представлено слабо. Целевая программа по обучению, консультированию и информационному обеспечению малого предпринимательства, на которую в облбюджете планировалось 11 миллионов рублей, приостановлена из-за кризиса. Остался только один проект - антикризисный тренинг "Начни свое дело", который, как заявлено, дает возможность всем желающим оценить свои предпринимательские таланты и научиться составлять бизнес-план.

    "Начни свое дело" популярен в 130 странах мира. В областном комитете по поддержке малого и среднего предпринимательства не без гордости заявляют, что Свердловская область - единственный регион России, где этот тренинг работает уже 15 лет. Только если раньше через него проходили сотня или две новичков в год, то в 2009-м планируется обучить пять тысяч. Закончив курсы, 500 авторов наиболее интересных бизнес-проектов получат гранты на сумму до 300 тысяч рублей. Чиновники утверждают, что прошедшим такой тренинг предпринимателям удается поднять выручку до 30 процентов, а 45 процентов новичков с успехом начинают свое дело. Впрочем, скептики предрекают, что реально откроют бизнес не более десяти процентов слушателей, а 70 процентов выделенных средств скорее всего улетят в трубу, так как на тренинг придет много случайных людей.

    Не всем внушают оптимизм и курсы по основам предпринимательской деятельности при центрах занятости. На бюджетные средства службы заключают контракты с фирмами, оказывающими услуги по бизнес-образованию. Предприниматель с трехлетним стажем Михаил М. посетил несколько таких занятий.

    - Такое ощущение, что преподавателей набирали в пожарном порядке: знания дают элементарные, а уровень профессионализма оставляет желать лучшего, - поделился впечатлениями он.

    Кроме того, в области работает президентская программа подготовки управленческих кадров, которая финансируется из федерального бюджета. В ней участвуют молодые руководители, направленные крупными предприятиями. Срок обучения - год плюс стажировка в зарубежных компаниях. За 10 лет ее прошли полторы тысячи свердловских управленцев.

    Учеба для VIP-клиентов

    Однако львиную долю учебного рынка занимают частные компании. На начинающих бизнесменов ориентируются единицы. Обычно такие курсы читают педагоги из техникумов, не имеющие опыта ведения бизнеса. После 500 часов лекций и семинаров выпускники признаются, что полученных знаний недостаточно. Поэтому многие, прежде чем начать свое дело, стараются получить хоть маломальский опыт работы в управленческой должности.

    80 процентов обучающих компаний сделали ставку на краткосрочные курсы для управленцев со стажем. Стоят они 4-7 тысяч в сутки, и организаторы уверяют, что за два-три дня готовы дать своим клиентам квинт­эссенцию любой технологии или управленческих навыков - от "постановки процесса продаж в условиях падающих рынков" до финансовой, маркетинговой и кадровой оптимизации предприятия.

    - Компаний, регулярно оказывающих такие услуги, на Среднем Урале около сотни, но основной объем приходится на 15-20 ведущих фирм, лидеров - всего пять-шесть, - рассказывает Александр Гусев, директор образовательного центра, в базе данных которого порядка пяти тысяч клиентов. - Пионеры этого бизнеса появились в середине 90-х. Но лишь единицы оказывают высокопрофессиональные услуги. К тренерам в таких фирмах очень суровые требования: личный опыт работы на управленческих должностях в успешных компаниях, стажировка на Западе, опыт проведения на российских предприятиях консалтинговых проектов, исчисляемых миллиардами рублей. Важен и преподавательский талант. На таких высококлассных специалистах, по сути, и держится бизнес. Они гарантируют, что не только обучают передовым технологиям, апробированным западными и российскими компаниями, но и то, что обучение принесет желаемый эффект.

    Талант к диплому не прилагается

    Даже лидеров учебного рынка сейчас лихорадит. С октября 2008 года средства, выделяемые предприятиями на образование, сократились на порядок. Не урезали только финансирование долгосрочных контрактов, например, обучение специалистов, которые начали получать за счет компаний второе высшее образование. Эксперты рисуют мрачную перспективу: в течение полутора лет рынок бизнес-образования сократится в два-три раза.

    - Из ста фирм только пять имеют лицензию, - продолжает Александр Гусев. - Лицензированные выдают клиентам, прошедшим 120-часовое обучение, свидетельства о повышении квалификации, которые признаются  комиссиями по аттестации при карьерном росте. Но и лицензия - не страховка от провала. Теперь все зависит от разворотливости, чутья, риска, умения анализировать потребности клиентов.

    Между тем свердловское бизнес-сообщество имеет нечеткое представление о возможностях обучающих фирм. Поэтому в конце мая в рамках проекта "СТАРТАП" в Екатеринбурге пройдет региональный тренинг-марафон - выставка для тренинговых компаний, которые смогут себя позиционировать и провести блиц-курсы для интересующихся.

    - На мой взгляд, в Свердловской области условий для получения бизнес-образования создано недостаточно, - считает вице-президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Максим Годовых. - Образовательные программы перегружены теорией. Муниципальные и государственные семинары рассчитаны в основном на новичков. А куда идти опытным управленцам? Представим выпускника президентской программы по подготовке управленческих кадров с хорошим образованием и опытом работы на менеджерских и топ-менеджерских должностях, который из-за кризиса оказался без работы и решил создать собственный бизнес. Слушать тренинг "Начни свое дело" об основах бизнес-планирования он, конечно, не пойдет, а юридические консультации при муниципальных фондах поддержки предпринимательства больше рассчитаны на "активистов от сохи", которые решили заняться бизнесом, не имея элементарных знаний. При этом нужно понимать, что наибольший вклад в развитие малого бизнеса могут внести именно оставшиеся без работы специалисты с управленческим опытом. А для них-то как раз никаких перспектив не просматривается.

    Что касается действующих предпринимателей, они, по мнению Годовых, нуждаются не в обучении, а в актуальном оперативном консультировании, информировании. В том числе о мерах господдержки малого бизнеса, программах кредитования, системе льготной аренды, о различных выставках с компенсацией стоимости участия из местных бюджетов и так далее.

    Но непродуманная политика в сфере бизнес-образования - еще полбеды, считают эксперты. Гораздо хуже то, что большинство начинающих коммерсантов не способны или не желают искать и воплощать оригинальные идеи. Конкурсы, которые ежегодно проводит ассоциация предпринимателей Урала, показывают, что 75 - 80 процентов бизнес-планов вполне реализуемы, но не оригинальны. Молодежь зачастую просто копирует уже существующие проекты парикмахерских, ресторанов, автомоек.

    Комментарий

    Евгений Копелян, председатель комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области:

    - В вопросе бизнес-обра­зования мы исходим из потребностей предпринимателей и текущей экономической ситуации - периодически проводим анкетирование, обмениваемся информацией с бизнесом, с муниципальными фондами поддержки предпринимательства. После этого нужные мероприятия включаем в целевую программу. Но, поскольку ресурсы ограничены, учесть все пожелания невозможно. На мой взгляд, задачу бизнес-образования нужно решать комплексно: государство должно выделять на эти цели в разы больше средств, но и вузы,  и частные фирмы должны выступить с инициативой, предложить более разнообразные и менее дорогие услуги.

    Очень любопытная система за рубежом. При регистрации предприятию выдается чековая книжка на получение разовых услуг по образованию и консультированию. Из списка фирм бизнесмен выбирает любую и получает нужные услуги бесплатно, только предъявив ваучер, который оплатит государство. Фирмы заинтересованы попасть в эту госпрограмму, чтобы расширить базу постоянных клиентов.

    Поделиться