Один из них - ханские сокровища - вот уже несколько столетий покоится на дне озера Кабан, другой - золотой запас России, потерянный в годы Гражданской войны, - зарыт где-то под Казанью.
Искатели сокровищ искренне верят, что рано или поздно тайники будут найдены. И не теряют надежды, разыскивая их.
Хозяин ценного ведра
Виталий Серебряков не афиширует свою деятельность, поэтому согласился встретиться с нами при условии, что мы изменим его имя. Кладоискательством наш герой занялся в довольно зрелом возрасте. Мальчишкой его мало интересовала эта тема.
- Не скрою, что моя цель - найти сокровища, - говорит Серебряков. - Однако пока что везет тем людям, которые ничего не ищут.
В поисках кладов он объехал многие районы республики. Себя Виталий называет кладоискателем-теоретиком. Он знает сотни историй о зарытых сокровищах, но сам еще ничего ни разу не нашел:
- В каждом городе или деревне свои легенды рассказывают. Так, в Арске, где в центре города сохранились катакомбы, говорят, хранил свои сокровища Емельян Пугачев. Про Макарьевский монастырь под Казанью ходит легенда, что здесь был захоронен церковный запас. И про Свияжский монастырь разное говорят. Якобы в 1914 году настоятель снял со счета в банке миллион сто тысяч рублей золотом, а куда спрятал деньги, одному Богу известно. Правда, местные жители уверены, что золото было зарыто на кладбище, которое ушло под воду во время строительства водохранилища. А чаще всего бывает так. В одной деревне мне показали дом, где до революции жил судья, очень богатый был человек. Когда начались беспокойные времена, жители видели, как его дочь пошла в сторону пасеки с кувшином в руках. Девушка постоянно оглядывалась. В кувшине явно было не молоко. Или другой случай. Мне как-то предложили купить старый дом. Его хозяин уверял, что бывший жилец во время раскулачивания где-то в стенах ведро золота спрятал. Я прошелся по избе и никаких тайников не обнаружил. Оказалось, что богатый бабай через десять лет после побега вернулся, якобы на родной дом посмотреть. А ведь приезжал он не просто так, видимо, унес золотишко.
Это только в "Острове сокровищ" все предельно ясно: "Слитки серебра в северной яме. Отыщешь ее на склоне восточной горки, в десяти саженях к югу от черной скалы, если стать к ней лицом". В действительности все иначе… Найти сокровища в реальной жизни не поможет даже подробная карта.
- Если хорошо поработать в архивах и собрать максимум документов, набросать карту не составит труда, - говорит кладоискатель. - Однако за многие годы местность меняется до неузнаваемости: где было поле - вырос лес, на месте чащи уже давно пашня, овраг зарос, озеро осушено. И остается только вероятность того, что клад лежит под ногами, но его время еще не пришло.
Клад в центре Казани
Самый известный клад, найденный в Татарстане, Каратунский. Его нашли во время дорожно-строительных работ вблизи станции Каратун в Апастовском районе республики двадцать лет назад. Когда за дело взялись археологи, им в руки далось около 35 тысяч серебряных дирхемов. Это был клад золотоордынских серебряных монет, самый крупный из известных науке.
А вот другой клад, Флоренского, был оценен в гораздо меньшую сумму, однако именно он в 1938 году переполошил Казань. Его нашли в подвале старого дома на улице Грузинской, ныне Карла Маркса. В Национальном музее Татарстана рассказывают, как однажды комендант решил подняться на чердак и совершенно случайно наткнулся на план дома. Здесь он усмотрел некое несоответствие: согласно карте в подвале была еще одна комната, но о ней никто ничего не знал. Комендант тотчас же спустился вниз и тщательно обследовал помещение. В том месте, где по плану была дверь, вход загораживал шкаф. Отодвинуть его старому человеку оказалось не под силу. Карта подсказывала, что с улицы в подвал можно было заглянуть через окно. Но и оно оказалось замурованным. Недолго думая, он взял лопату и откопал окно. Взгляд упал на какие-то предметы. Комендант вызвал милиционера, и вместе они попытались сдвинуть шкаф.
Пришлось долго повозиться: шкаф был намертво прибит к полу. Когда же он наконец поддался, перед любопытными открылась таинственная дверь. Комната оказалась полностью забита старинной мебелью, одеждой, книгами. Позже сотрудники краеведческого музея нашли среди них уникальные коллекции икон, китайского фарфора, серебра и археологических находок. Все эти вещи принадлежали медику, преподавателю Казанского императорского университета Василию Флоренскому.
Спрятала все эти сокровища в подвале его вдова. После смерти мужа в 1915 году она спешно покинула Казань и уже не смогла сюда вернуться из-за революции 1917 года. О тайнике знала только служанка. Она долгие годы ждала, когда Флоренские вернутся за своими вещами, и умерла, так и не раскрыв никому секрета подвальной комнаты.
Позже, когда находка отошла государству, все вещи разошлись по разным местам. Одежда - по комиссионкам, книги были переданы в библиотеку Лобачевского, иконы отдали Музею изобразительных искусств. Национальному музею РТ досталась коллекция фарфора, а также письма, фотографии и археологические находки. Сейчас они хранятся в фондах музея, где их до сих пор изучают. А все серебряные предметы просто-напросто исчезли.
По следам белых и красных
Равиль Ибрагимов вот уже четверть века ищет исчезнувший в Казани золотой запас России. А начались его поиски… за океаном. Однажды он познакомился с семьей, которая во время Гражданской войны перебралась из России в Америку. У эмигрантов сохранились старые газеты, где очень активно обсуждались события, происходящие на их исторической Родине в начале прошлого века. Более ценного источника информации в качестве отправной точки и придумать было нельзя.
В своих поисках Ибрагимов дошел до архива, который до сих пор имеет гриф "Секретно". И это его не остановило.
- Мне известно, что вплоть до революции 1917 года в Казань перекочевало более девяти тысяч ящиков с золотом на общую сумму полтора миллиарда золотых валютных рублей, - рассказывает исследователь. - Это составляло более половины всех наличных средств царского правительства. Октябрьская революция превратила золотой запас Государственного банка в достояние пролетариата. Хранить золото в неспокойное время в Москве и Петербурге было небезопасно. Тогда Совнарком решил сосредоточить все золотовалютные резервы государства в Казани. По распоряжению Советов сюда стали свозить ценности со всех концов страны. В августе 1918 года планы большевиков разрушили руководители белого движения, которые взяли Казань. Красные бежали, бросив на произвол судьбы не только город, но и хранившийся в нем золотой запас.
По сведениям Ибрагимова, во время взятия Казани белыми из города было вывезено золота на сумму 1 миллиард 100 миллионов рублей. Местонахождение этих денег сегодня неизвестно.