Новости

30.03.2009 05:00
Рубрика: Власть

Без боевых пингвинов

Россия создает арктическую группировку войск без милитаризации региона

Россия значительно усилит охрану своих северных границ.

Что и как будет для этого сделано, какие новые подразделения появятся - говорится в базовом документе "Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу".

Документ не секретный, но тем не менее до недавнего времени он не афишировался. Принят он был на заседании Совета безопасности под председательством президента страны Дмитрия Медведева еще в сентябре прошлого года. Лишь на днях пресс-служба Совета безопасности разместила текст документа на своем сайте, и вокруг арктической стратегии России сразу пошли слухи, один другого цветастее.

Якобы планируют закладку авианосцев-ледоколов и даже создадут диверсионные подразделения с использованием боевых пингвинов. Конечно же, все это не более чем досужие выдумки.

А что правда? Корреспондент "РГ" получил комментарии в Совете безопасности. Исходя из духа и буквы "Основ", Россия планирует до 2020 года создать арктическую группировку войск для защиты своих экономических и политических интересов в этом регионе. Речь не идет о строительстве военных баз или создании северного военного округа. В документе четко говорится лишь об усилении пограничных войск ФСБ России и о необходимости создать береговую охрану российских арктических границ.

Как пояснили корреспонденту "РГ" в самом Совбезе, вопрос милитаризации Арктики не стоит. Акцент делается на опережающее развитие пограничной инфраструктуры Арктической зоны страны. "Основы" предусматривают, что российскую часть Арктики отдадут под более плотный контроль ФСБ.

Кроме того, в пресс-службе уточнили, что на Севере наша страна будет содержать, как и прежде, лишь необходимую группировку войск общего назначения. На вопрос, а что такое необходимое количество сил, в Совбезе пояснили, что этот вопрос сейчас прорабатывается, какого-либо конкретного решения еще нет. Но все, что касается Арктики и нашего силового обеспечения собственных национальных интересов, там неизбежно вскоре станет предметом обсуждения, причем не только в рамках Совбеза. Пока же страна укрепляет свои пограничные рубежи, как говорят полярники, "на Северах". Работа по модернизации уже проведена на погранзаставе "Нагурская". Это первое практическое воплощение в жизнь решений, обозначенных в "Основах".

Не секрет, что Арктика плохо обжита и слабо освоена. Тем не менее этим регионом далеко не первое десятилетие интересуются несколько стран. Еще во второй половине прошлого века, когда на Северном полюсе впервые всплыла американская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами на борту, в СССР озаботились укреплением своих северных рубежей. Но полярный край крайне суров и труднодоступен. Поэтому постепенно ажиотаж вокруг Арктики поутих. Интерес к ней вспыхнул с новой силой несколько лет назад, когда геологоразведка подтвердила колоссальные запасы полезных ископаемых, а спутники сообщили о том, что льды тают и эти богатства становятся более доступными. Стало ясно, что в современных условиях Арктика приобретает большую роль в глобальной политике и экономике, а сам арктический регион становится важнейшей ареной взаимоотношений России с зарубежными партнерами.

Взоры как минимум пяти стран обратились на Север. О своем интересе заявили США, Канада, Норвегия, Дания и Россия. В 2001 году Россия впервые подала в ООН заявку с обоснованиями своих претензий на принадлежность ей части территории Арктики. Но уже тогда было ясно, что одного только этого шага будет мало для признания мировым сообществом наших интересов в этом регионе законными.

Поэтому вторым шагом и стало принятие базового документа "Основ", где изложена стратегия действий России в Арктике. Если сформулировать ее несколькими словами, что стратегия заключается в том, чтобы оптимизировать систему комплексного контроля за обстановкой в Арктике. И военное присутствие - это далеко не первоочередная задача. Как раз наоборот, в документе подчеркивается, что стратегическим национальным интересам служат сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества, а также сбережение ее уникальных экологических систем, имеющих общемировое значение.

Согласно документу приоритетами Российской Федерации в Арктике также будут: активное освоение природных ресурсов региона, развитие транспортной и пограничной инфраструктуры, а также информационно-телекоммуникационной среды.

Стратегия устанавливает этапность работ по освоению этого негостеприимного края. К 2010 году должны быть проведены геолого-геофизические, гидрографические, картографические и другие работы по подготовке материалов для обоснования внешней границы Арктической зоны России. То есть Россия должна, в частности, доказать, что подводный хребет Ломоносова и поднятие Менделеева - это продолжение российского континентального шельфа, а значит, соответственно часть территории России. До 2015 года должны быть обеспечены международно-правовое оформление внешней границы Арктической зоны РФ и реализация на этой основе конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировке энергетических ресурсов. На третьем этапе до 2020 года должно быть обеспечено превращение арктической зоны в ведущую стратегическую ресурсную базу страны.

Как на практике осуществить эту стратегию в регионе, который считается приоритетным для дальнейшего развития сразу несколькими мировыми державами? Тут России, и это в принципе подтвердили в Совбезе, придется двигаться крайне осторожно. В "Основах" на этот вопрос дан лишь обтекаемый общий ответ. Там сказано, что надо формировать взвешенную политику и развивать взаимовыгодное двустороннее и многостороннее сотрудничество с приарктическими государствами на основе норм международного права.

И все же риск скатиться к силовой конфронтации в этом регионе есть. Это тоже понятно, ведь цена вопроса очень высока. Стратегическое значение Арктики очевидно, и уступить эту неосвоенную богатую землю никто добровольно не захочет. Уже сейчас Арктика обеспечивает около 11 процентов национального дохода России, здесь создается 22 процента объема общероссийского экспорта. Достаточно сказать, что в этих районах добывается и производится более 90 процентов никеля и кобальта, 60 процентов меди, 96 процентов платиноидов и все 100 процентов барита и апатитового концентрата.

В российской части Арктики сосредоточено около четверти мировых ресурсов углеводородов. На шельфах Баренцева и Карского морей выявлены уникальные газовые месторождения. Рыбохозяйственный комплекс производит около 15 процентов общих объемов рыбной продукции страны и других водных биологических ресурсов. Ключевая роль в развитии единой трансконтинентальной транспортной системы принадлежит Северному морскому пути, который служит кратчайшей трассой между европейскими и дальневосточными морскими, а также речными портами Сибири.

У наших же конкурентов задача иная. Как сообщили корреспонденту "РГ" в Совбезе, главная цель США и их союзников по НАТО - расширить экономическое присутствие в районах Севера, добиться интернационализации Северного морского пути и в конечном итоге попытаться вытеснить Россию из региона. В качестве доказательств в пресс-службе ведомства нам дали наиболее полные данные по активизации в Арктике приполярных государств - США, Канады, Норвегии и Дании, в том числе в военной области. Судя по информации российского Совбеза, в Арктике уже создается и развивается военная инфраструктура. В частности, в США принято решение о строительстве двух новых передовых баз береговой охраны на Аляске в Барроу и в Номе. Рассматриваются возможности обеспечения постоянного присутствия в Арктике авианосной группы и выделения дополнительных патрульных кораблей. Наращиваются усилия по противолодочной обороне и обеспечению глубоких десантных операций.

Минобороны США уже на практике готовит подразделения сухопутных войск к действиям в Арктике. С 25 августа прошлого года начались поставки в войска специально адаптированных для действий в суровых климатических условиях многоцелевых вертолетов "Блэк Хок".

В арктическом секторе государственной границы и на приграничной территории Российской Федерации активизировалась деятельность спецслужб США и их союзников по НАТО. Используются новейшие радиотехнические средства. Над акваторией Баренцева моря зафиксированы полеты разведывательных самолетов. Походы в Баренцево море в разведывательных целях совершают боевые корабли и атомные многоцелевые подводные лодки ВМС США.

К ведению разведки привлекаются научно-исследовательские суда Норвегии. Используются различные международные неправительственные организации, в особенности - экологические. Присутствие иностранных исследователей отмечается в районах архипелага Новая Земля и в горле Белого моря - там, где мы проводим испытания своих атомных подводных лодок. В Норвегии говорят о планах изменения демилитаризованного статуса Шпицбергена, завершается разработка концепции применения национальных вооруженных сил в Арктическом регионе.

Канада объявила о планах создания к 2012 году арктических военно-морских сил, включающих 6 - 8 боевых кораблей ледового класса. Годовой военный бюджет, где арктический сегмент фигурирует в качестве приоритетного, увеличивается к 2025 году с 18 до 36 миллиардов канадских долларов. Евросоюз формирует собственные военные структуры в Северной Европе и наращивает военное присутствие в Арктике. Это делается в рамках совершенствования европейской политики безопасности и обороны на арктическом направлении.

Россия пока лишь наблюдает за этими шагами наших арктических соседей. Ведется мониторинг ситуации, из конкретных планов пока заявлено об усилении контроля за воздушным пространством и наращиванием радиолокационного поля на побережье Северного Ледовитого океана. В этом и заключается усиление группировки войск и сил, дислоцированных в Арктической зоне России.

Судя по документу, будет также активизирована деятельность органов внешней разведки страны по сбору упреждающей и достоверной информации о планах и мероприятиях приарктических государств, направленных на укрепление их военного и экономического присутствия в регионе. В Совете безопасности полагают, что на данном этапе этих мер достаточно.

прямая речь

Николай Патрушев, секретарь Совета безопасности РФ:

- Проблемы освоения Российской Федерацией арктических территорий имеют для Российской Федерации стратегическое значение. Арктика на длительную перспективу является не только важнейшей ресурсной базой России, опорным регионом для наращивания ее транзитного потенциала, но и узлом пересечения долгосрочных национальных интересов нашей страны и основных зарубежных стран в международной, оборонной и экологической сферах.

Ставя вопрос таким образом, мы исходим из того, что существующая система государственного управления в Арктической зоне Российской Федерации недостаточно скоординирована. Несовершенство мер государственного регулирования в экономической и социальной сферах привело к критическому состоянию базовой транспортной, промышленной, пограничной, информационной, научной и социальной инфраструктур. Нарастают диспропорции регионального развития, наблюдается резкий отток населения из региона. К сожалению, мы пока еще далеко не в полной мере используем конкурентный потенциал Арктической зоны России.

Есть вопросы, требующие немедленного решения. Поэтому Совет безопасности Российской Федерации предложил реализовать первоочередные меры, направленные на повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны России, формирование в этом регионе масштабных и конкурентоспособных проектов, способных не только привлечь зарубежные и отечественные инвестиции, но и существенно улучшить условия труда и жизни наших граждан на этих территориях.

В частности, поставлена задача разработки нормативного правового акта об установлении южной границы Арктической зоны Российской Федерации с определением перечня и статуса муниципальных образований, находящихся в пределах указанной зоны. Это даст возможность более эффективно формировать региональную политику и сократить межрегиональные различия по объему валового регионального продукта, индексам потребительских цен, реальным доходам населения, обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры.

Для реализации транзитного потенциала России важной является задача обеспечения эффективного использования Северного морского пути. Объем перевозок по трассе СМП за 15 лет уменьшился в 2,5 раза, а в восточном его секторе - в 30 раз. На этом направлении уже в ближайшие годы нам необходимо решить вопросы государственной поддержки строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов, а также береговой инфраструктуры, реализовать комплекс мер по гидрометеорологическому и навигационному обеспечению транспортного сообщения в Арктической зоне Российской Федерации.

Реализация этих мер позволит не только восстановить масштабы перевозок по Северному морскому пути, но со временем превратит его в глобальную мировую транспортную артерию, соединяющую Европу и Азию.

Остро стоит вопрос совершенствования объектов инфраструктуры в Арктике. Здесь необходимо не только создание новых объектов, но и проведение инвентаризации имеющейся уже базы для рачительного использования того, что уже создано, - в частности, градообразующих объектов и предприятий Вооруженных сил Российской Федерации, которые в настоящее время не имеют перспективы прямого предназначения. А таких объектов немало.

Что касается международного нормативно-правового закрепления наших позиций в Арктике, здесь на первый план выходит проблема формирования до 2012 года исчерпывающей доказательной базы для международно-правового оформления внешней границы континентального шельфа России в Арктике.

США, Норвегия, Дания и Канада проводят единую и скоординированную политику недопущения России к богатствам шельфа. Выдвигаются идеи, что к Арктике надо подходить как к общему наследию человечества, имея в виду открытие этого региона для международных нефтегазодобывающих компаний. Высказываются предложения подписать международный договор об Арктике, устанавливающий международный режим управления по аналогии с Договором об Антарктике. Наращивается военное присутствие зарубежных стран в этом регионе, форсируется реализация планов по созданию современных ледокольных флотов.

Вполне очевидно, что многое не совпадает с экономическими, геополитическими и оборонными интересами России и представляет системную угрозу ее национальной безопасности.

Поэтому для обоснования российской заявки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа принципиальное значение имеет своевременная и тщательная подготовка дополнительных материалов исследований дна Северного Ледовитого океана (включая геологические и геоморфологические данные), реализация государственной программы развития научно-исследовательского флота Российской Федерации, а также глубоководной деятельности и гидронавтики. Предстоит также реализовать комплекс мер по совершенствованию военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, в сфере экологической безопасности, информационных технологий и связи.

Власть Позиция Правительство ФСБ Арктика: битва за ресурсы
Добавьте RG.RU 
в избранные источники