30 марта в Женеве начала свою работу очередная сессия Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. В ней принимают участие ведущие политические деятели и известные экономисты из государственного и частного секторов 56 стран -участниц Комиссии, а также представителей ключевых международных организаций (МВФ, ВТО, ЮНЕП...) и интеграционных объединений (ЕврАзЭС, ЕС, СНГ).
Разразившийся масштабный финансово-экономический кризис вскрыл серьезные недостатки сформированной после Второй мировой войны конструкции мирохозяйственного устройства. Стало очевидно, что в современных условиях альтернативы последовательно отстаиваемому нашей страной принципу многополярности в международных отношениях не существует. Для международных экономических отношений это тем более справедливо.
Глобализация - естественный и объективный исторический процесс, способствующий сближению и взаимообогащению народов и культур, ускорению научно-технического прогресса и экономическому развитию. Вместе с тем глобализация несет в себе и определенные издержки, о которых также не следует забывать. Справиться с ними можно только сообща, на основе учета национального опыта и региональных особенностей, справедливого распределения благ. Иначе в дальнейшем мы окажемся свидетелями возвращения к старым приемам обеспечения собственного благосостояния за счет других, проявлений национального эгоизма и протекционизма.
Что можно сделать на глобальном уровне? Для достижения устойчивости глобальной экономике необходимо обрести как можно больше точек опоры, устранить накопленные дисбалансы, неверно отражающие вклад отдельных регионов и стран в производство материального богатства, вновь вернуться к "реальным ценностям".
Для того чтобы избежать сравнимых с нынешним кризисом тяжелых последствий в будущем, мировая экономическая система должна выстраиваться на базе сильных, глубоко интегрированных объединений со своими центрами и резервными валютами. Именно в этом мы видим главную задачу региональных экономических комиссий ООН, призванных оказывать содействие поступательному экономическому развитию и интеграции в регионе своей деятельности.
В этой связи значимую роль в реагировании на финансово-экономический кризис, другие опасные явления Россия отводит ЕЭК ООН, по сути единственному универсальному механизму экономического взаимодействия на панъевропейском пространстве. Основанная в далеком 1947 году и ставшая родоначальником регионального измерения в социально-экономической работе ООН, Комиссия на протяжении более чем шести десятилетий остается востребованным и эффективным органом для согласования совместных решений и действий государств во имя поддержания мира, стабильности, процветания и развития в Европе.
Сразу включившись в обустройство послевоенной Европы, ЕЭК неизменно приспосабливала свои прерогативы, приоритеты и практическую деятельность к меняющимся потребностям государств-членов. Не стал исключением и новейший период в истории Комиссии, начавшийся с окончанием холодной войны и эпохи политического противостояния. Пережив в 1997 и 2005 годах две крупные реформы, ЕЭК ООН продолжает представлять интересы 56 государств Западной и Восточной Европы, Закавказья, Центральной Азии и Северной Америки, на долю которых в совокупности приходится 55% мирового ВВП и 20% населения земного шара.
В числе отраслевых приоритетов, на которых сосредоточена повседневная работа Комиссии, - экономическое сотрудничество и интеграция, энергетика, транспорт, защита окружающей среды, статистика, торговля, лесная промышленность, жилищное хозяйство и землепользование. При этом в целом ряде случаев, как, например, в разработке стандартов в области транспорта, торговли, качества сельскохозяйственных продуктов, экологических норм и т.д., Комиссия осуществляет глобальные функции.
ЕЭК также уделяет пристальное внимание достижению Целей развития тысячелетия ООН, обеспечению равных возможностей для женщин в экономике и вовлечению в многосторонние усилия частного сектора и гражданского общества. При этом мандат Комиссии позволяет ей предлагать комплексные услуги, включающие организацию политического диалога высокого уровня, разработку и принятие технических норм и стандартов, сбор и распространение лучшей практики и передового опыта, а также оказание технического содействия заинтересованным государствам.
ЕЭК продолжает занимать лидирующие позиции в таких актуальных вопросах экономики, как повышение конкурентоспособности и инноваций, энергоэффективность, укрепление государственно-частного партнерства (ГЧП)... В 2008 году Комиссия стала пионером среди международных организаций в составлении пособия в области ГЧП, распространении практических знаний по этой проблеме. При активном участии России на платформе ЕЭК в октябре 2008 года была проведена Конференция для стран СНГ по использованию механизма ГЧП при реализации инфраструктурных проектов.
Насыщенная и многогранная работа осуществляется в энергетической сфере. Продолжается интенсивный диалог потребителей, транзитеров и производителей энергоресурсов, который вносит весомый вклад в обеспечение энергобезопасности на континенте. Во взаимодействии с частным сектором созданы функционирующие на рыночных принципах инвестиционные фонды, занимающиеся вложением средств в проекты в области энергоэффективности и возобновляемой энергии.
Последовательные усилия предпринимаются в рамках Комиссии для устойчивого развития центральноазиатских республик. ЕЭК наряду с Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) осуществляет в этом субрегионе Специальную программу для экономик Центральной Азии (СПЕКА), оказывает обширное техническое содействие, в том числе с привлечением российских финансовых ресурсов. В октябре прошлого года заседание Руководящего совета СПЕКА состоялось в Москве.
Россия традиционно поддерживает тесные связи с ЕЭК ООН. Сегодня сотрудничество России с Комиссией приобретает новые формы. В нем все активнее участвуют российские регионы и частный бизнес. Начиная с 2008 года, Россия добровольно взяла на себя обязательства по ежегодному финансированию программ техсодействия ЕЭК в размере 1,2 миллиона долларов США. На нынешнем этапе в отношениях России с Комиссией на передний план выдвигается успешная организация Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения в Москве в ноябре 2009 года.
На открывшейся 30 марта 63-й сессии Комиссии российская сторона изложит свое видение дальнейшего развития европейского сотрудничества в социально-экономической сфере, консолидированных действий мирового сообщества по обузданию текущего кризиса и перенастройки работы глобальных финансово-экономических институтов. Мы всерьез рассчитываем на то, что выводы сессии станут важным вкладом Большой Европы в подготовку рекомендаций к предстоящей в июне этого года в Нью-Йорке Конференции ООН на высшем уровне по глобальному финансовому кризису и его последствиям для развития, а также соответствующего процесса в рамках "Группы двадцати".