31.03.2009 00:00
    Поделиться

    Юрий Богомолов рассказал о российской премьере фильма "Олимпиус инферно"

    Много всего любопытного случилось за неделю. Вернулась в эфир после продолжительного отсутствия Анастасия Каменская. Была девушка майором, стала полковником. Ксения Собчак испытала себя в поединке с Александром Прохановым. Ее гламурная подруга Тина Канделаки осваивает политологический формат на РЕН ТВ - "Нереальная политика".

    Была и премьера - "Олимпиус инферно".

    Нечаянная встреча

    Первый канал долго интриговал с показом этой картины. Загадочное название, многочисленные анонсы, из коих стало понятно, что речь в фильме пойдет о самом начале войны Грузии с отделившейся от нее Южной Осетией. Еще там мелькали на фоне взрывов, пожарищ и бронетехники молодые лица влюбленных.

    На деле все оказалось не так уж и "инферно".

    Олимпиус инферно - это название редкого экземпляра бабочки, порхающей меж кавказских хребтов. Молодой человек - американец, энтомолог, детство проведший в России, прилетел на живописные отроги Кавказа, чтобы заснять на видео интересующих его насекомых. Девушка - юная журналистка Женя, знакомая с Майклом (Мишей) по школе, влюбленная в него со школы, прилетела к нему на свидание.

    Они сами - как две симпатичные, нежные бабочки. Встретились аккурат на пропускном пограничном пункте Грузии и Южной Осетии 8 августа 2008 года. Был ясный солнечный день. Когда стемнело, они расставили записывающую аппаратуру ночного видения. Тут-то на них и обрушилась война. В том числе и информационная.

    Миша и Женя поневоле оказались обладателями тайны начала вооруженных действий. За ними, за бабочками, поневоле стали гоняться грузинские разведчики по наводке американского журналиста. Лирическая история сменилась экшном. Кончилось действо двусмысленно: в жизни героиня вроде как умирает, а для телезрителей остается жить. Более того, встречается с любимым.

    Кроме того, за разочарованием в порядочности и гуманизме режима Саакашвили последовало расставание героев с иллюзиями об объективности западной прессы.

    Дело в том, что Майкл с документальной съемкой, свидетельствующей о том, что начала войну именно Грузия, добрался все-таки до Штатов и прорвался в прямой эфир. Ему дали слово и пообещали прокрутить запись. Он сказал "слово", следом запустили запись, а на экране в ночном небе вместо трассирующих снарядов появилась бабочка олимпиус инферно, летящая на видеокамеру.

    По другую сторону океана русский телепродюсер тоже пошел на обман и велел оставить девушку Женю в живых - так зрителям больше понравится. Отсюда и happy end в голливудском духе.

    Побочный сюжет

    Фильм возбудил грузинскую сторону и взволновал зарубежную общественность. Настолько, что ко мне обратились из одной западной телекомпании с просьбой прокомментировать пропагандистскую направленность картины.

    Я задумался вот о чем. Картина не сильно художественная: каждый из героев - общее место, нечто знаковое. Сюжетный ход не вполне оригинальный; тут более или менее квалифицированному зрителю припомнится начало голливудского фильма "Враг народа".

    В американском фильме был другой уровень художественной проработки сюжета. То был убедительный пропагандистский фильм во славу политического устройства США.

    Наше кино - тоже пропагандистское кино, но неубедительное в художественном отношении. Что остается? Осталась актуальность предложенных обстоятельств - ведь прошло всего чуть более полугода со дня атаки на Цхинвал, а тут тебе беллетристическая интерпретация рокового события.

    Отдадим себе отчет в том, что авторы работают не с реалиями, а со стереотипами массовых представлений о реалиях. Потому для одних зрителей "Олимпиус инферно" - чистая пропаганда; для других - святая правда. А для детей - сугубо приключенческая история. Как лента "Приключения неуловимых". Важно только, чтобы добро победило зло. И никому в голову не приходит корить картину за исторические несоответствия того, что происходит на экране, с тем, что было на самом деле в реальности.

    Примерно так же лет через двадцать будет смотреть "Олимпиус инферно" следующее поколение зрителей, если, конечно же, кто-то пожелает вытащить из небытия эту картину.

    К слову сказать, от пропагандистского использования не застрахованы и великие произведения. Классика в этом отношении - "Броненосец "Потемкин".

    Делить беллетристику на пропаганду и искусство не так просто, как отделять зерна от плевел.

    Примерно так я и попытался объяснить ситуацию вокруг этого фильма. Не стоит так переживать возможные последствия его показа.

    Бабочки-охотницы

    Телевизионные каналы тем временем делают попытки как-то пристроить к делу гламурных бабочек-инферно.

    Мужская особь этой популяции Андрей Малахов спит и видит себя ведущим "Евровидения". Но, говорят, у него сильные конкуренты - Мила Йовович и Иван Ургант. Можно представить, какая там под ковром идет борьба за место под софитами всеевропейского конкурса попсы...

    Хорошие шансы на него у Тины Канделаки и Ксении Собчак. Сейчас они заняты на Первом в шоу "Две звезды", где мило резвятся, симулируя непринужденность, старательность и меряются размерами своих бюстов.

    В порядке факультатива Собчак поучаствовала в общественно-социальном ток-шоу "Честный понедельник", где сошлась в непримиримом поединке с мистером Пичемом (то бишь товарищем Прохановым - королем нищих из "Трехгрошевой оперы").

    Вот есть такие медиаперсонажи, с которыми, даже если они правы, невозможно согласиться.

    Тина Канделаки в передаче "Нереальная политика" выглядит более естественно. Она читает статьи на экономические темы перед выходом в эфир и даже пытается что-то понять в них.

    Значит, конструкция программы смонтирована следующим образом. Гостья программы совсем не разбирается в социально-экономическом переплете. Тина более или менее ориентируется в нем. А вот известный журналист Андрей Колесников, он все знает. Получилась такая трехступенчатая ракета.

    Она взлетела и даже вышла на заданную орбиту. Теперь вопрос в том, как долго она на ней продержится?

    ***

    Было бы неправильно не заметить, что нашему ТВ иногда удается уловить своей аудиовизуальной аппаратурой нечто замечательное.

    Пару недель назад телеканал "Россия" поставил телекамеры в зале Чайковского, где проходил юбилейный вечер Михаила Жванецкого, а вечером минувшей пятницы в эфире канала образовалась зона живого звука, свободная от "аншлагов", от фальши, от патоки, от пафоса и т.д.

    Вот где было редкое "инферно".

    Поделиться