Ограничить полномочия Федеральной антимонопольной службы, наделить правом заказчика расторгать в одностороннем порядке контракты по госзакупкам и ряд других идей предложили рассмотреть депутатам Госдумы самарские коллеги. В нижнюю палату парламента внесены очередные поправки в закон о госзакупках. Эксперты, в целом положительно оценив законодательные инициативы самарских депутатов, отмечают, что они не затрагивают основных правил госзакупок. Кроме того, с рядом поправок авторы опоздали, они уже появились в последнем пакете изменений (Федеральный закон 308-ФЗ), а другие имеют очень низкие шансы для прохождения в Госдуме.
Итак, первое, что предлагают сделать авторы, это законодательно закрепить расторжение контракта с поставщиком, недобросовестно исполняющим свои обязательства. Действующее законодательство по размещению заказа предусматривает только два варианта расторжения контракта - по согласию сторон и по решению суда, тогда как гражданский кодекс предусматривает более действенное решение - односторонний отказ от контракта заказчика в случае систематического неисполнения поставщиком своих обязательств.
Второе - предлагается снизить цену контракта, когда заказчик имеет право устанавливать определенные квалификационные требования при проведе нии аукционов по строительству.
"В настоящее время требования к квалификации подрядчиков весьма слабые, а устанавливать их можно, только если цена вопроса составляет 50 миллионов рублей и выше", - рассказал РБГ Кирилл Кузнецов, руководитель Центра эффективных закупок Тендеры.ру. И если для заказов на небольшие суммы это приемлемо, то при более серьезных контрактах в сфере строительства крайне желательны квалификационные барьеры. Поэтому предложение по снижению порога в пять раз будет способствовать повышению надежности работ по таким контрактам, считает эксперт. При этом он отметил, что сами квалификационные требования по-прежнему остаются весьма либеральными.
Далее разработчики законопроекта предлагают расширить возможности безальтернативных закупок (на сегодняшний день заказчик может закупить одноименной продукции на сумму до 100 тысяч рублей в квартал). "Идея правильная, но не системная, так как в действующем законодательстве частота применения процедур размещения заказа без проведения торгов привязана к кварталу", - говорит Кирилл Кузнецов. К тому же она, вероятно, будет весьма прохладно встречена в ФАС, считает эксперт. Также невелики, на его взгляд, шансы у инициативы ограничений полномочий органов антимонопольной службы при рассмотрении ряда дел об административных правонарушениях, так как сегодня можно обращаться в суд при несогласии с решением контролирующего органа.