Из-за кризиса россияне перешли на крупы и хлеб

Кризис заставил россиян экономить на продуктах, что оказалось на руку производителям муки, недорогих круп и макаронных изделий. Так, на Поспелихинской макаронной фабрике (Алтай) впервые за всю ее историю запущены в работу все пять линий, производящих круглосуточно продукцию под торговой маркой "Гранмулино". Причина - в резком подорожании импортных макарон, которым потребители быстро нашли более доступную по цене замену. Холдинг "Алтан" (Барнаул), один из крупных производителей макаронных изделий в России, в 2009 году планирует увеличить продажи на 20%. Растут и продажи отечественных круп, причем во всех сегментах.

"Премиальные крупы заменят определенной части покупателей более дорогостоящие группы товаров. Поэтому мы считаем это направление перспективным в условиях кризиса, - говорит коммерческий директор ООО "Торговый Дом Ярмарка" Андрей Капустин. - Потребление в экономсегменте тоже вырастет. Это будет происходить в основном за счет усилий розницы, корректирующей ассортимент на полках. Однако сенсационного роста здесь ждать не стоит. Рынок фасованной крупы восприимчив к сезонному спросу. Весна и лето относятся к периоду "несезона". Сегодня в среднеценовом и премиальном сегменте уровень продаж достаточно высок, как и интерес закупщиков к бакалейной продукции. Однако в "несезон" производители ожидают ухудшения ситуации. Обвал будет более резким, чем был бы вне кризиса. Связано это по большей части с активизацией подсобного натурального хозяйства в летний период. В условиях кризиса натуральное хозяйство будет особенно популярно. А вот средний сегмент привлечет дополнительных покупателей из ресторанов и отвлечет внимание потребителей более дорогих групп товаров".

Результаты исследования "Розничный рынок продуктов питания в условиях кризиса (бакалея)", проведенного ИК "Бизнес Порт", показали, что наиболее востребованная крупа на рынке в кризисных условиях - рис, и в долгосрочной перспективе спрос на него будет расти. Потребление будет обеспечиваться за счет роста отечественного производства на фоне сокращения импортных поставок.

Производство гречки в России стабилизировалось на уровне, полностью обеспечивающем растущие потребности. Ввоз импортной крупы будет происходить только при временном сокращении предложения в случае уменьшения валового сбора гречихи.

Весьма сильные перспективы роста, по данным исследования, имеет производство крупяных продуктов на основе овса. Этот рынок будет расти за счет дальнейшего развития производства высококачественных хлопьев, а также ингредиентов.

Кроме того, в условиях кризиса вырастет потребление хлеба, что приведет к росту физического объема мучного рынка. В результате ожидаемого в ближайшие годы роста мировых цен на пшеницу и резкое повышение спроса на зерно со стороны животноводческого комплекса России цены на отечественном зерновом рынке будут укрепляться.

По мнению директора ИК "Бизнес Порт" Евгения Пена, кризис изменит соотношение сил на рынке круп и макарон. "Кризис выявит неэффективные компании, чья продукция не пользуется спросом, то есть очистит экономику от неэффективного производства. В результате выявления неэффективных компаний должна произойти консолидация рынка, то есть отсеются слабые компании, а более устойчивые станут еще сильнее, - говорит он. - После кризиса выживут только компании, производящие товар, и "профессиональные" посредники, создающие добавочную стоимость товару".

Что касается макарон, то, по мнению экспертов компании "Бизнес Порт", в условиях кризиса спрос будет расти на макаронные изделия именно из среднеценового сегмента. Дело в том, что хотя повышение цен на пачку макарон в 10-15 руб. премиального сегмента несильно ударило по карману той категории населения, которая приобретает этот продукт, но поскольку в этом сегменте представлены преимущественно импортные макаронные изделия, то сейчас, когда поставки импортной продукции снижаются из-за неустойчивого валютного курса, потребители могут не найти привычных импортных макарон и будут вынуждены переключиться на средний ценовой сегмент. А вот спрос на макароны низкоценового сегмента, по прогнозам экспертов компании, скорее всего, останется на прежнем уровне.

Впрочем, аналитик компании "Симбол маркетинг" Юрий Смирнов считает, что и низкоценовой сегмент ждет рост. "Макаронные изделия - один из тех видов "антикризисных" продуктов, на который рядовой потребитель обращает внимание в первую очередь. Нынешний экономический кризис в некотором смысле окажется положительным фактором, который подстегнет спрос на бакалейном рынке как на макаронные изделия, так и на полуфабрикаты на их основе. Наметившаяся с 2007 года тенденция падения потребления на макаронном рынке в условиях кризиса, безусловно, изменится. В первую очередь потребители откажутся от премиальной продукции, что неизбежно приведет к увеличению среднего и низкоценового сегмента. Популярной станет продукция private label вследствие ее дешевизны по сравнению с известными брендами, - уточняет он. - Общий объем рынка в 2009 году, скорее всего, выйдет на уровень 2006 - 2007 годов (примерно 1,03 млн тонн) при условии отсутствия резких социальных потрясений".