Правительство намерено подтягивать депрессивные регионы не только через субвенции. Минрегион подготовил законопроект о зонах территориального развития. Их цель - сократить различия в уровнях развития субъектов РФ посредством предоставления "регионам, требующим особой поддержки", благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Для компаний и индивидуальных предпринимателей таких зон разработан специальный правовой режим. Он включает в себя льготы и преференции в области налогового и земельного законодательства, бюджетные ассигнования из Инвестиционного фонда, госгарантии по банковским займам, а также субсидии из федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по кредитам, лизинговым платежам за оборудование, оплату электро- и тепловой энергии и.т.д.
Так, налог на прибыль может быть снижен с 20 до 18 процентов. Инвестиционный налог предоставляется на десять лет без уплаты процентов. Существенно меняется налог, взимаемый при упрощенной системе налогообложения: с 6 до 0,6 процента, если объектом налогообложения являются доходы, и с 15 до 1,5 процента, если речь идет о доходах, уменьшенных на величину расходов.
Целый ряд условий должен ускорить строительство. Объекты энергетики и транспорта в территориальных зонах могут сооружаться за счет средств федерального бюджета - такая возможность в документе прописана. А земля для строительства выделяться в упрошенном порядке, без торгов, причем ставка арендной платы будет равноценна размеру земельного налога.
Интересно, что никаких особых учреждений для управления зонами и регистрации их членов не предусмотрено. По словам авторов законопроекта, это сделано намеренно, чтобы минимизировать бюджетные расходы, связанные с функционированием зон, и снизить административные расходы бизнеса.
Стоит учесть, что специальный правовой режим распространяется не на все виды деятельности. За скобками - добыча сырой нефти и природного газа, производство подакцизной продукции (за исключении мотоциклов и легковых автомобилей), оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, деятельность гостиниц и т.д.
Наконец, создаваться такие зоны будут на срок от пяти до двадцати лет федеральным законом на основании обращения высшего исполнительного органа субъекта Федерации. Причем одна зона может включать в себя одно или несколько муниципальных образований. Это место в законопроекте директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич выделяет особо. В документе, говорит она, есть одна очень разумная вещь - он заставляет выбирать в депрессивных регионах лучшие по условиям для развития, наиболее конкурентоспособные территории. Чтобы было на что опереться. А они потом потянут за собой более слабые, поднимая всю территорию. Тут, безусловно, есть своя логика.
В то же время Зубаревич признает: законопроект готовился до кризиса и сейчас выглядит не вполне своевременно.
На это, кстати, обратили внимание практически все эксперты, которых мы попросили высказаться.
Сегодня "зоны развития" может позволить себе только государство, которое не коснулся кризис, свободное от жесткой необходимости экономить на всем, замечает старший эксперт Института региональной политики Алексей Титков. Деньги и ресурсы, направленные в "зоны развития", - это деньги и ресурсы, которые могли бы быть вложены в более перспективные и важные для страны проекты. Каждая дорога или ЛЭП, построенная в такой зоне ,-это дорога или ЛЭП, не построенная там, где она на самом деле нужна, где ее давно ждут.
Сомневается, что законопроект сработает, и Андрей Синягин из ФБК. Для этого, считает он, в ближайшее время должны быть выработаны подзаконные акты, обеспечено дополнительное финансирование из федерального бюджета. Наконец, нельзя рассматривать документ как панацею - вот создадим на территории преференциальный режим, и инвестиции потекут туда рекой. Так не будет. Федеральный закон об особых экономических зонах тому лучший пример.
Помогать слабым, конечно, надо, размышляет Алексей Титков. Но не менее важно уметь не мешать территориям с опережающим экономическим развитием. Представляю, с каким чувством следят за проектом представители сильных регионов, которые совсем недавно собирались создать у себя региональные особые зоны или региональные инвестиционные фонды, но не смогли ничего сделать из-за препятствий и запретов, установленных федеральным законодательством. Государство, конечно, обязано заботиться о бедных территориях, поддерживать в них приемлемый уровень жизни, но бизнес-инвестиции должны приходить (и придут!) туда, где они дадут больше отдачи, считает Титков.