Правительство внесло в Госдуму законопроект, изменяющий механизм налогообложения финансовых инструментов срочных сделок. Поправки касаются НДС и налога на прибыль. По мнению экспертов, предложенные изменения действительно серьезны. Они будут полезны всем организациям, осуществляющим операции с финансовыми инструментами.
Зачастую такие операции очень прибыльны, но из туманного порядка налогообложения, действующего до сего времени, многие организации относятся к ним с опаской. Предлагаемые поправки сделают порядок налогообложения более прозрачным и понятным. "Особенно радует, что методику определения будет разрабатывать ФСФР, а не ФНС. На мой взгляд, это обстоятельство будет способствовать установлению более справедливого, а не "пробюджетного" механизма", - говорит Ирина Мучичка, руководитель отдела налогообложения и судебной защиты АКГ "Развитие бизнес-систем".
Так, поправки предусматривают возможность совершения операций с расчетными финансовыми инструментами, а также поставочными финансовыми инструментами без взимания НДС до момента поставки. Кроме того, уточняется порядок определения налоговой базы при реализации базисных активов финансовых инструментов срочных сделок. Поправки освобождают от налога на прибыль операции с финансовыми инструментами, совершаемые клиринговыми организациями, обеспечивающими клиринг и расчеты по таким операциям.
Рыночную стоимость внебиржевых финансовых инструментов предлагается определять исходя из предельных отклонений цены сделки от расчетной цены, методика расчета которой будет определяться Федеральной службой по финансовым рынкам.
Предполагается также установить одинаковый режим налогообложения для биржевых и внебиржевых финансовых инструментов и обеспечить возможность отнесения на финансовый результат убытков от таких сделок вне зависимости от того, совершены операции в целях хеджирования или нет. Также планируется закрепить понятие финансового инструмента срочных сделок, которое основано на определении, данном в пункте "б" статьи 51.2 Федерального закона N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года.
Напомним, что сейчас сами операции с финансовыми инструментами срочных сделок НДС не облагаются, а исполнение поставочных производных финансовых инструментов подлежит обложению НДС в общем порядке в зависимости от вида базового актива. Так как объект обложения НДС и сейчас возникает после отгрузки, то можно предположить, что декларируемые налоговые облегчения позволят не включать в налоговую базу полученные авансы. "Возможность не уплачивать НДС с суммы полученных авансов сэкономит ресурсы организации", - говорит Елена Потемина, заместитель руководителя департамента налогового и финансового консалтинга "Интерком-Аудит".
Действующее законодательство устанавливает разные правила для учета убытков, полученных от операций с не обращающими на организованном рынке финансовыми инструментами, совершаемых в целях компенсации возможных убытков (операции хеджирования) и не являющихся таковыми. В общем случае убыток от таких операций не уменьшает общую налоговую базу по налогу на прибыль. Но при условии оформления операций хеджирования в установленном НК порядке доходы и расходы от таких операций учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Предлагаемые изменения снимают такое ограничение, что позволяет налогоплательщику осуществлять налогообложение операций единообразно. Во-первых, это упрощает саму процедуру расчета налоговой базы. Во-вторых, невозможность уменьшения налоговой базы можно назвать в определенной степени дискриминационной мерой, квалифицирующей убытки как экономически необоснованные расходы, говорит эксперт.