В общей сложности в беду попали 1200 пассажиров, в том числе женщины и дети. А всему виной - сильная метель, начавшаяся 26 марта.
Из-за нее не смогли добраться до пункта назначения сразу пять поездов, движущихся по встречным направлениям между Южно-Сахалинском и поселком Ноглики. И хотя полностью парализовать движение поездов непогоде не удалось, двигались они крайне медленно: в некоторых местах толщина снежного покрова на путях достигала 2,5 метра. Тем временем у пассажиров стали заканчиваться вода и провизия.
- На станциях Взморье и Поронайск мы с местными властями для пассажиров опаздывающих поездов организовали торговлю продуктами, - прокомментировал ситуацию на 26 марта представитель Сахалинской железной дороги Сергей Дащинский. - Вскоре в Поронайске пассажиры получат бесплатно горячую пищу. К поезду, стоящему на станции Заозерная, где нет никаких торговых точек, продукты отправлены на двух снегоходах.
Однако на деле все выглядело не так гладко. К примеру, пассажиры поезда, отправленного из поселка Ноглики на севере острова вечером 26 марта и прибывшего в Южно-Сахалинск только утром 28-го, сутки провели на голодном пайке.
- За все время нам выдали только по пачке сублимированной лапши и маленькому стаканчику йогурта, - рассказал "РГ" Валерий Козлов, прибывший в Южно-Сахалинск из Поронайска. - И к ним две маленькие бутылки минеральной воды.
И даже этот минимальный продуктовый набор достался не всем.
- Нам не давали никакой еды, - сообщила Дарья Матвеева, студентка из города Оха. - На станциях дважды выпускали на 10 минут, чтобы мы купили продукты. Но сделать это не удавалось: в магазинах тут же создавались большие очереди. Поэтому сидели голодными. Не хватало воды. И в довершение всего ночью в вагонах стало холодно, потому что кончился уголь.
- Надо учитывать, что запасы топлива и воды в пассажирском вагоне не бесконечные, - пояснил Сергей Дащинский уже 28 марта. - Если нет возможности их пополнить, рано или поздно они кончатся. Именно это и произошло в задержанных поездах. Но мы все равно старались создать условия для пассажиров. Многие пассажиры оценили наши усилия и сделали в книге отзывов записи со словами благодарности в адрес проводников.
Железнодорожники составили список пассажиров, которые из-за непогоды опоздали на самолет. В нем оказались 55 человек.
- По нашей просьбе, практически все авиакомпании, выполняющие полеты из Южно-Сахалинска, согласились переоформить билеты опоздавших пассажиров без дополнительной оплаты, - сказал Сергей Дащинский.
К слову, один из вагонов застрявшего поезда едва не стал родильным домом: у жительницы поселка Ноглики Юлии Валиулиной, которая ехала в Южно-Сахалинск, начались схватки. К счастью, среди пассажиров нашелся врач. Когда поезд с большим опозданием пришел в город Долинск, женщину на "скорой" доставили в областную больницу Южно-Сахалинска. Роды прошли благополучно - на свет появилась девочка Маша.
В правилах воздушных перевозок все действия авиаперевозчика расписаны буквально по часам: когда пассажирам выдается бесплатная вода, когда - бесплатное питание, номер в гостинице и так далее. Ничего подобного на железнодорожном транспорте нет.
Возможно, потому, что сегодня "железка" - самый аккуратный вид транспорта. Форс-мажор там случается очень редко. И все же случается. Поэтому, по мнению председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, именно сегодня нужно наконец поставить вопрос перед РЖД о введении хотя бы минимальных стандартов обслуживания пассажиров при форс-мажорных обстоятельствах:
- Что бы ни случилось, пассажир должен получить необходимый минимум. Надо прописать четкие действия и объем услуг, которые должны быть предоставлены пассажирам в случае задержки поезда и дальнего следования, и пригородного.