В одном из частных домов в городе Санта Клара в штате Калифорния были обнаружены пятеро убитых и двое раненых, в том числе маленькая девочка. Позже ребенок скончался в больнице. Один из погибших - мужчина - скорее всего, застрелился сам. У полицейских есть подозрение, что это "семейное самоубийство".
В штате Северная Каролина преступник ворвался в дом престарелых и застрелил семь пациентов и мединского работника. Мотивы кровавой бойни неизвестны, хотя полиция уже выяснила, что убийца не имел никакого отношения к пансионату.
Статистика преступлений в США, связанных с беспорядочной стрельбой по людям, уже давно напоминает сводки с поля боя. Целая волна массовых расправ с применением огнестрельного оружия прокатилась по Америке в первый месяц весны. Ее жертвами только в марте стали более 50 человек.
О том, что становится катализатором безрассудных убийств, "РГ" беседует с одним из ведущих американских специалистов-криминологов, профессором права, политики и общества Северовосточного университета в Бостоне, автором 16 книг, посвященных изучению феноменов массовых расстрелов, Джеймсом Аланом Фоксом. Наш собеседник работал советником президента США Билла Клинтона в комитете по вопросам применения оружия в учебных заведениях.
Российская газета : В чем, на ваш взгляд, кроется причина многочисленных случаев стрельбы по беззащитным людям, которые происходят в США?
Джеймс Фокс : Я начал изучать феномен массовых убийств еще в начале 1980-х годов. Мы проанализировали большое количество таких инцидентов для выявления связей и закономерностей. Как выяснилось, на самом деле число массовых расстрелов не увеличивалось в последние два десятилетия. Средний показатель такого рода преступлений в Америке находится на уровне 20 инцидентов в год. Конечно, не всегда количество жертв достигает двузначных чисел, как в случае, который в начале марта произошел в Алабаме, когда погибли более 10 человек. Хотя некоторые из этих преступлений могут быть связаны с душевными заболеваниями, большинство случаев стрельбы имеет другую первопричину.
Дело в том, что в американском обществе существует определенное число людей, которые озлоблены на окружающий мир, полностью им разочарованы, считают свою жизнь разрушенной и не хотят больше жить. Эти люди испытывают недостаток эмоциональной поддержки со стороны семьи и друзей. И решают жестоко отомстить тем, кто, по их мнению, несет ответственность за их неудачи и не дает им шанса справиться с жизненными проблемами. Выбирая между суицидом и кровавой расправой они, как правило, выбирают и то и другое.
РГ : Как влияет весьма условный контроль в США за оборотом оружия на общий итог подобных расправ?
Фокс : Конечно, контроль за огнестельным оружием имеет прямое отношение к делу. Но решит ли ужесточение правил покупки и хранения оружия проблему? Я поддерживаю идею ужесточения этих правил, но пример трагедии в Германии, где законы об оружии гораздо жестче, чем в США, говорит нам о том, что проблема гораздо более серьезна, чем это может показаться на первый взгляд. Дело не только в оружии.
РГ : Не считаете ли вы, что тяжелые экономические времена, наступившие в США из-за финансового кризиса, влияют на возникновение "расстрельного синдрома"?
Фокс : Действительно, отсутствие надежды, что завтра будет лучше, чем сегодня, влияет на ситуацию. В условиях экономики, где все больше людей теряют работу и каждый день вынуждены тревожиться о будущем, чувства неполноценности и обиды за свои неудачи могут только усилиться. В нынешних экономических условиях это один из элементов, который потенциально может толкнуть человека на совершение массового убийства.
РГ : Каким образом американские власти могут обуздать эту пугающую тенденцию?
Фокс : Все-таки речь не идет о тенденции. Подобные трагические события случались и раньше. Что касается роли государства, то оно должно еще более ужесточить законы об оружии. Однако гораздо больше могут сделать сами люди. Хотя не существует способов достоверно выявить массовых убийц до того времени, как они начнут действовать, нужно всячески поддерживать и вдохновлять тех, кто по всем признакам разочаровался в жизни. Важно вернуть таким людям чувство уважения, предложить дружбу и понимание. Правда, сможем ли мы снизить таким образом число подобных страшных преступлений в США, остается вопросом.