В Турции и Черногории прошли парламентские выборы. Победу в обоих случаях одержали правящие партии. Но в Турции победа оказалась с явным привкусом поражения.
Премьер-министр Турции и лидер правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Тайип Эрдоган в своем первом комментарии итогов выборов в местные органы власти заявил, что "недоволен их результатами". ПСР, по предварительным данным, получила 39,1 процента голосов. Однако Эрдоган рассчитывал на большее, а именно на 45-47 процентов, то есть примерно вровень с тем, что его партия получила полтора года назад на всеобщих выборах.
ПСР по-прежнему обладает абсолютным большинством в парламенте, но звонок тревожный. Наблюдатели отмечают, что на фоне кризиса - рекордная безработица в 14 процентов и падение экономического роста вдвое: с привычных в последние годы 7 до 3,5 процента - партия Эрдогана стремительно теряет популярность и всерьез рискует проиграть на следующих парламентских выборах. Газета "Миллиет", припомнив, что Эрдоган в свое время был футболистом, написала, что ему была показана "желтая карточка". "Нам предстоит оценить происшедшее и сделать выводы", - сказал премьер. Не исключено, что будут произведены некоторые изменения в правительстве.
В Черногории, напротив, у премьер-министра Мило Джукановича и его Демократической партии социалистов Черногории (ДПСЧ) есть все основания быть довольными.
Правящий блок "За европейскую Черногорию", в который входят ДПСЧ и другие партии правящей коалиции, получил 50,8 процента голосов, тогда как за главную оппозиционную Народную социалистическую партию проголосовали чуть более 16 процентов избирателей.
Оппозиция настаивала на том, чтобы радикально перестроить политическую систему страны, установить нормальные отношения с Сербией и отказаться от форсированного сближения Черногории с НАТО. Опять же дает о себе знать и экономический кризис.
В этих условиях Джуканович решил устроить "перезагрузку" и провести досрочные выборы, чтобы упрочить свое положение. Не прогадал.