В "Газпроме" считают, что точка в европейско-украинском меморандуме еще не поставлена

Руководству Евросоюза следует задуматься о членстве в своих рядах "транзитного монополиста, шантажирующего Россию и Европу". С таким заявлением выступил заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев.

Вчера в Санкт-Петербурге прошла межпарламентская конференция "Проект "Северный поток". Парламентское измерение".

Столь резкие заявления одного из руководителей "Газпрома" вызваны нашумевшим соглашением, подписанным на прошлой неделе в Брюсселе между Украиной и ЕС. Напомним, что Европа намерена инвестировать 2,57 миллиарда долларов в обновление газотранспортной системы Украины. По мнению Москвы, отсутствие в этом соглашении упоминания о России ставит под сомнение весь документ. "Есть хорошая русская поговорка: без меня меня женили, - напомнил вчера Александр Медведев. - Как можно говорить о расширении поставок газа через транзитную страну без участия основного транзитера?"

Что касается проекта строительства газопровода "Северный поток", который будет транспортировать российский газ в страны ЕС в обход Украины, то, по словам Александра Медведева, он будет реализован в соответствии с планом. Ввод в эксплуатацию первой нитки газопровода пропускной способностью 27,5 миллиарда кубометров газа в год намечен на 2010 год. Строительство второй нитки к 2012 году приведет к увеличению его пропускной способности до 55 миллиардов кубометров газа.

Впрочем, как пояснил "РГ" директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, ЕС и впредь будет пытаться через Украину встроиться в российскую газотранспортную систему. Сначала на правах наблюдателя, а затем, возможно, и на более влиятельных функциях. "К сожалению, полный текст соглашения нам пока неизвестен, но такой вариант допустить возможно", - полагает эксперт. И замечает, что с политической точки зрения на коне всегда оказывается тот, кто имеет доступ к трубе. Поэтому России предпочтительнее оставить контроль над трубой за собой, тем более что изначально газотранспортная система планировалась как одно целое. И любая ее перестройка, как не раз заявляли в "Газпроме", может существенно повлиять на энергобезопасность Европы.