Последний взмах рук шести испытателей - и люки наземного "марсолета" задраены. Впереди у российско-европейского экипажа 105 суток виртуального полета к Красной планете.
В этом "корабле" россияне Сергей Рязанский, Олег Артемьев, Алексей Баранов и Алексей Шпаков, а также француз Сириль Фурнье и немец Оливер Книккель будут жить в полной изоляции три с лишним месяца. И не просто жить: отрабатывать элементы еще более амбициозной экспедиции, аналогов которой в мировой науке еще не было, - имитации пилотируемого полета на Марс, который рассчитан уже на 520 дней.
Прежде всего это почти восемьдесят научных экспериментов, разработанных учеными из России, Европы и США. По словам вице-президента РАН, научного руководителя ИМБП академика Анатолия Григорьева, в 105-суточном эксперименте будет проведена селекция российских и европейских научных предложений, которые затем будут реализованы в программе "Марс-500". Причем многие эксперименты - принципиально новые. Так, в ходе исследований на "борту марсианского корабля" будет проведен эксперимент с использованием нанотехнологий. "Экипаж будет спать на белье, пропитанном ионами серебра", - пояснил академик Григорьев. Но самым важным он считает исследование протеома (полный комплекс белков в организме) человека, которое в настоящее время является одной из самых главных научных задач человечества. По словам Анатолия Ивановича, в подготовке этого исследования приняли участие многие учреждения РАН: "Главная задача - изучение протеома здорового человека в необычных условиях". И экипаж 105-суточной экспедиции станет тут первопроходцем.
"Большой" 520-суточный эксперимент начнется в Институте медико-биологических проблем в конце 2009 года. Этот научный проект стимулирует развитие российской космонавтики, - подчеркнул вчера начальник Управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов. "Программа "Марс-500" позволяет приподнять промышленные мощности российской космонавтики, перевооружиться и начать заниматься перспективами", - сказал он.
По мнению Роскосмоса, уже сейчас надо закладывать перспективы рубежа 2014-2015 годов, то есть определяться, что будет после МКС. "Низкую орбиту мы не забросим", - сказал Краснов. Именно на низкой орбите будут создаваться сборочно-экспериментальные комплексы для полетов на Луну и Марс. По его мнению, российская программа подготовки пилотируемого полета на Марс, с одной стороны, должна быть интересной для развития отечественной промышленности и науки, с другой - для международного сообщества в качестве блока новой космической программы.
Как стало известно, накануне в Роскосмосе были вскрыты конверты с предложениями участников тендера на создание нового пилотируемого корабля. Сюрприза не произошло: участников двое - РКК "Энергия" и ГКНПЦ им. Хруничева. "РГ" уже писала, что Роскосмос в этом году планирует закончить эскизное проектирование пилотируемой системы нового поколения. "Мы будем плотно работать с правительством, чтобы обеспечить финансирование этих работ", - отметил Краснов. И уточнил: на новый пилотируемый корабль выделены значительные средства, что позволяет рассчитывать на успех.
"Мы рассчитываем, что новый пилотируемый корабль станет принципиальным шагом вперед", - заметил Алексей Краснов. Он позволит доставлять на околоземную орбиту до шести человек, а на лунную орбиту - до четырех. И что очень важно - возвращать из космоса до 500 килограммов грузов. "Сегодня на "Союзах" мы способны вернуть всего 50 кг, - говорил недавно на совете экспертов в "РГ" Алексей Краснов. - И эти килограммы - самый ценный ресурс".
Разработчики также предполагают использовать новую пилотируемую систему в качестве составного блока будущего орбитального комплекса, который будет создаваться из "кирпичиков". "Мы рассматриваем эту пилотируемую систему и как ядро будущего марсианского комплекса", - отметил Краснов.
Между тем
Как прозвучало вчера, Роскосмос намерен пересмотреть планы развития российской космонавтики, расширив решаемые ею задачи. "Мы занимаемся программой "2020", - заметил Алексей Краснов. Это некий новый взгляд на то, что было утверждено несколько лет назад.