Гоголь все годы своего земного подвига прошел в положении странствующего путника. После ухода из-под родительского крова он так и не обзавелся собственной семьей и домом. Может быть, он вовсе не хотел этого? Но его письма и произведения говорят о противоположном.
Гоголь с восторгом пишет в поэме "Мертвые души" о русском мужике с топором, который принимается рубить себе избу. Уместно вспомнить, что в одном из писем Николай Васильевич и первый том своей поэмы определяет лишь как крылечко "к дворцу, который задуман в колоссальных размерах".
Образ дома встречаем в письмах к В. А. Жуковскому. Говоря о состоянии современной русской поэзии, он прибегал к сравнению ее с огромным зданием, которое возводится.
И вот писатель впервые обретает в Москве свой дом, который, несомненно, будет способствовать распространению богатейшего творческого наследия Гоголя. У нас, москвичей, особое отношение к личности Гоголя. И это неудивительно, ведь Москва в гоголевской судьбе - город тоже особый, один из самых значимых. Конечно, он заявил о себе как о писателе в Петербурге, рвался для общения с молодежью в Киев, любил Рим. Но Москва, сердце России, притягивала его всегда. "Москва - моя родина", - с гордостью говорил Гоголь.
Сегодняшняя гоголевская Москва обширна и разнообразна в проявлении своего уважения к светлой памяти величайшего отечественного писателя. Имя Николая Васильевича Гоголя носят московская улица, драматический театр, библиотека, школа. С 1924 года бывший Пречистенский бульвар получил название Гоголевского. В последние годы пребывания в Москве Николай Васильевич почти ежедневно прогуливался по Никитскому бульвару, регулярно посещал книжные лавки на Никольской.
Отпевали Гоголя в церкви Московского университета. Гроб писателя простоял там день и ночь. К нему беспрерывным потоком шли и шли поклонники его таланта. Все было усыпано цветами. У изголовья - лавровый венок. 24 февраля 1852 года друг и сподвижник Николая Васильевича М.С. Щепкин закрыл крышку гроба, и на руках его несли восемь верст по только что выпавшему снегу до Данилова монастыря.
Создатели Дома Гоголя, готовя его экспозиции, видели перед собой прежде всего наше юношество, грядущих хозяев родной земли. Именно молодежи важно проникнуться могучей силой гоголевской любви к родному народу, к воспеваемой им Руси. Писатель оставил нам, его наследникам, огромное множество заветов и напутствий, не утративших своей актуальности. Судите сами. "Многие у нас уже и теперь, особенно между молодежью, стали хвастаться не в меру русскими доблестями и думают вовсе не о том, чтобы их углубить и воспитать в себе, но чтобы выставить их напоказ и сказать Европе: "Смотрите, немцы: мы лучше вас!" Это хвастовство - губитель всего. Оно раздражает других и наносит вред самим". Разве с подобными ситуациями не приходится встречаться нам и сегодня?
Все, что мы делаем ныне, проникнуто заботой о наших наследниках, о тех, кто идет на смену. Николай Васильевич всегда страстно рвался к общению с юношеством. Он преподавал в университете, писал учебники для молодежи по литературе и истории.
Пусть же открывшемуся Дому Гоголя будет уготована судьба быть пристанищем нашей прекрасной молодежи.