11 опер на сюжеты Гоголя, включая мировую премьеру цикла "Гоголида", созданного по заказу Валерия Гергиева, будет включать в себя афиша фестиваля, посвященного 200-летию Николая Гоголя. Фестиваль откроется в день рождения писателя - 1 апреля и продлится до 19 апреля.
Размах программы, посвященной гоголевскому 200-летию, показывает тот пиетет, с которым Мариинский театр отнесся к дате, имеющей прямое отношение к культурной истории Петербурга. Гоголь воспевал этот город - меркантильный и блестящий, леденяще беспощадный и фантасмагорический. Он запечатлел его "музыку", его звук, интонацию - грохот мостовых и какофонию улиц, темп несущейся столичной суеты, модный репертуар императорской оперной сцены, восхищавший Хлестакова: "Свадьба Фигаро" Моцарта, "Норма" Беллини, "Роберт-Дьявол" Мейербера. Гоголь и сам был поклонником оперы, величая ее "царицей" сцены.
Может быть, поэтому столь отзывчивыми на гоголевские сюжеты оказались и российские оперные композиторы: начиная с Мусоргского, открывшего музыкальную "Гоголиаду" своей неоконченной "Женитьбой" (его партитура будет исполнена в Концертном зале Мариинки 9 апреля вместе с "Оперой о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Геннадия Банщикова), до Римского-Корсакова, Шостаковича, Щедрина и совсем молодых композиторов, победивших в конкурсе, объявленном Мариинским театром специально для гоголевского проекта.
Из одиннадцати претендентов, представивших сочинения "по Гоголю" членам жюри во главе с Валерием Гергиевым, в заключительный тур прошли пять участников. По итогам конкурса отобрали три одноактных оперы: "Тяжбу" Светланы Нестеровой, "Шпоньку и его тетушку" Анастасии Беспаловой и "Коляску" Вячеслава Круглика. Условия композиторам выдвинули суровые: обойтись камерным составом оркестра, не привлекать хор и использовать минимум солистов. Возможно, этот лимит и определил выбор композиторами гоголевских рассказов с лаконичными и гротескными историями. На 1 апреля, день 200-летия Гоголя, намечена мировая премьера этого цикла: начнется она с ариозо сенатского обер-секретаря Пролетова "Каков подлец, каков каналья, Бурдюков!" ("Тяжба"), продолжится народными напевами "Сидит ящер, ладу, ладу" и ритмом We will rock you группы Queen ("Шпонька и его тетушка") и завершится фаготно-балалаечным гротеском напившегося до беспробудного состояния "изрядного помещика" Чертокуцкого ("Коляска"). Сценическую версию "Гоголиады" подготовили ученики Камы Гинкаса - молодые режиссеры Антон Коваленко, Алена Анохина и Максим Кальсин. За пультом - Валерий Гергиев. Он же готовит еще один сюрприз: возвращение на сцену "Мертвых душ" Родиона Щедрина. Спустя тридцать лет после премьеры в Большом и Кировском театре эта опера прозвучит 12 апреля в присутствии композитора в Концертном зале Мариинки. В партии Чичикова выступит Сергей Лейферкус, блиставший когда-то в этой роли в спектакле Юрия Темирканова и Бориса Покровского на сцене Кировского театра.
На фестивале будут также представлены репертуарные спектакли Мариинки - "Нос" Шостаковича (3 апреля) и "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова (13 апреля). В полусценическом варианте подготовлены премьеры на сцене Концертного зала - "Майская ночь" Римского-Корсакова (2 апреля и 19 апреля) и "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (4 апреля). Гоголь все-таки не случайно в одной из своих "Арабесок" вопрошал: "Но если и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром?" Судя по афише предстоящего фестиваля, Гоголя музыка не оставляет.