Может ли НАТО летом этого года остаться без генерального секретаря? Чем меньше времени остается до намеченного на 3-4 апреля юбилейного саммита альянса в Страсбурге, тем больше экспертов не готовы отрицательно ответить на этот вопрос.
31 июля истекают полномочия нынешнего генсека НАТО Яапа де Хооп Схеффера. Иными словами 1 августа на эту должность должен заступить новый главный защитник натовских идеалов. Но кто им станет? Предполагалось, что ответ на этот вопрос будет дан на саммите в Страсбурге.
Была подобрана и подходящая для выполнения стоящих перед высокой должностью задач кандидатура премьер-министра Дании Андреса Фога Расмуссена. Вашингтон положил глаз на датчанина еще во времена администрации Джорджа Буша. Новый глава Белого дома Барак Обама неделю назад сообщил, что по этому вопросу не склонен спорить со своим предшественником, так как Америке сейчас нужен тот, кто продолжит продвигать военное участие НАТО в Афганистане. А лучшего "продвиженца", чем Расмуссен, Вашингтону, похоже, сейчас не найти. Именно датский премьер считается одним из самых верных союзников США в Европе. Более того, Расмуссен направил в Афганистан датский военный контингент из 700 солдат, а ранее поддержал американское вторжение в Ирак. То есть премьер Дании - один из самых "проверенных бойцов".
Однако в начале марта стало понятно, что члены НАТО не готовы в едином порыве отдать голоса за Расмуссена. А обойти требование консенсусного голосования нет возможности. Выяснилось, что как минимум две страны склонны в дни саммита воспользоваться новым-старым "оружием". Хорошо известен его стандарт (далеко не только натовский) и калибр (убойный на государственном уровне). Речь идет о вето. Применить его, спровоцировав грандиозный скандал, способны Турция и Польша.
В принципе готовность Анкары и Варшавы лечь на натовскую амбразуру была вполне предсказуемой. После того как Расмуссен высказался в поддержку скандальных сатирических рисунков на пророка Мухаммеда, турецкие власти упорно искали повод передать датскому премьеру "черную метку". Нашли.
У поляков иные причины. Во-первых, в Варшаве продолжают считать, что следующим генсеком должен стать представитель Центральной Европы. Во-вторых, у Польши есть своя кандидатура на высшую натовскую должность - министр иностранных дел этой страны Радослав Сикорский. И, похоже, что к Страсбургу первый польский дипломат готовится самым серьезным образом. В понедельник он, к слову, вдруг заявил, что считает "правильным" вступление России в НАТО.
Не исключено также, что Варшава и Анкара используют свое право вето как отличный инструмент для выбивания из юбилейного саммита максимальных выгод для себя. Торг в Страсбурге, несомненно, будет более чем уместным.
К примеру, Варшава явно не собирается отказываться от планов получить из США почти даром системы противоракетной обороны "Пэтриот". Раньше предполагалось, что таким образом Вашингтон отблагодарит польских союзников за размещение на их территории американских ракет третьего позиционного района ПРО. Таковы были намерения Джорджа Буша. А вот новый президент США готов отложить на неопределенное время европейские планы американского ПРО. Не исключено, что теперь в Варшаве рассчитывают получить "Пэтриоты" в обмен на отказ от использования вето во время голосования по кандидатуре нового генсека НАТО.
Правда, Вашингтон 11 марта дал понять, что слишком на многое надеяться ни Турции, ни Польше не стоит. Если же два этих государства продолжат упорствовать, то Белый дом готов прибегнуть к неординарному шагу. Вице-президент США Джо Байден объявил, что следующим генсеком НАТО не обязательно должен быть европеец. До сих пор руководителем альянса всегда избирался политик из Европы. "Такой политики в альянсе больше не существует", - был категоричен Байден в своем заявлении от 11 марта и предложил на пост генсека министра обороны Канады Питера Маккея.
21 марта, однако, канадский министр объявил о самоотводе. А на следующий день Обама подтвердил, что США поддерживают кандидатуру датского премьера. Тем не менее имя Маккея, очевидно, опять может всплыть на саммите в Страсбурге, если Варшава и Анкара продолжат демонстрировать непреклонность.
Между тем
Тем не менее интрига все равно сохраняется. И юбилейный саммит грозит забрать у ее участников слишком много нервных клеток. В итоге многое, если не все, в данном случае будет зависеть от Барака Обамы. Именно в его сторону в первую очередь будут смотреть турецкие и польские дипломаты. Именно ему придется искать компромиссы. В противном случае 1 августа НАТО действительно останется без генсека. А эксперты тем временем уже начали рассуждать о том, что имя нового руководителя блока станет известно не раньше осени.