1 апреля талибы объявили, что готовятся взорвать Белый дом. И это точно была не шутка. А днем ранее в Гааге впервые провели личную встречу дипломаты из США и Ирана. То, что между этими новостями есть прямая связь, не вызывает сомнения.
Талибы явно занервничали. Нельзя сказать, что Тегеран открыто и официально поддерживал движение "Талибан". Но на то, что происходит на ирано-афганской и ирано-пакистанской границе, иранские власти, очевидно, смотрели сквозь пальцы. И так продолжалось довольно долгое время, пока Тегеран и Вашингтон называли друг друга врагами.
Но ситуация, похоже, меняется. Причем достаточно кардинально. По инициативе госсекретаря США Хиллари Клинтон в Гааге 31 марта была организована международная конференция по ситуации в Афганистане. Среди ее участников была иранская делегация, возглавлять которую в Тегеране поручили заместителю министра иностранных дел Ирана Мохаммеду Мехди Ахунд-заде. При этом именно Клинтон предложила пригласить в Гаагу иранских дипломатов. А спецпредставитель США по Афганистану и Пакистану прямо заявил: "Как можно говорить об Афганистане и исключить одну из стран, являющихся соседним государством? Необходимое участие Ирана здесь очевидно".
Тут же появились предположения о том, что Клинтон готова встретиться с иранским замминистра. Но госсекретарь накануне конференции сообщила, что в ее графике времени на сенсационные переговоры нет. Впрочем, это не означало, что иранцев в Гаагу пригласили поработать статистами.
Ахунд-заде провел переговоры с Холбруком. Встреча, по словам Клинтон, была "короткой, но теплой". Для начала и это большой прогресс, учитывая, что еще в январе этого года, до инаугурации Барака Обамы, для Вашингтона Тегеран был одной из составных частей "оси зла". Теперь же, сообщила Клинтон, стороны договорились поддерживать контакты.
В Белом доме, очевидно, понимают, что в таком деликатном вопросе, как ирано-американские отношения, гнать лошадей не стоит. После первой теплой встречи Тегеран явно будет следить не столько за тем, что говорят представители команды Обамы, сколько за тем, что они в действительности делают. А новые дела Вашингтона в Афганистане обещают быть крайне перспективными.
Клинтон в Гааге не только представила вполне прагматичный план борьбы с террористической сетью "Аль-Каиды", но и отказалась развивать идею о превращении Афганистана в демократию западного образца. После чего иранцы ответили, что Тегеран готов не только помочь тем странам, которые оказывают содействие афганскому правительству, но и принять самое активное участие в проектах по борьбе с наркотрафиком, а также по развитию и восстановлению Афганистана.
Ни то ни другое явно не входит в планы талибов. Ответ с их стороны не заставил себя долго ждать. Уже через несколько часов после американо-иранской встречи в Гааге лидер пакистанского "Талибана" Баитулла Мехсуд связался по телефону с корреспондентом Ассошиэйтед Пресс и пригрозил провести серию терактов в Вашингтоне.
В том, что речь не идет о первоапрельской шутке, американские спецслужбы не сомневаются. Ведь именно Мехсуда считают главным организатором убийства бывшего премьера Пакистана Беназир Бхутто. Кроме того, пакистанский "Талибан" взял на себя ответственность за произошедшее 30 марта нападение на полицейскую академию в Лахоре, в результате которого погибли 12 человек, а более ста были ранены.
За голову Мехсуда в США обещана награда в пять миллионов долларов. Правда, ФБР считает, что пакистанский "Талибан" в данный момент не в состоянии организовать теракты в Вашингтоне.