Виктор Христенко, министр промышленности и торговли:
Для того чтобы сбить темпы роста цен, необходимо заместить часть импортных товаров на внутреннем рынке отечественными и развивать конкуренцию.
Тем более что ослабление рубля существенно повышает шансы добиться успеха в этом деле. Мы уже наметили сегменты, где будут развернуты программы по импортозамещению.
О лекарствах
Сегодня 80 процентов российского рынка лекарств приходится на импорт. Причем половина его покупается за счет федерального и регио нальных бюджетов. Суммы таких закупок колоссальные. В прошлом году объем фармацевтического рынка составил 460 миллиардов рублей. Соответственно 230 миллиардов - это бюджетные деньги.
Сейчас мы вместе с министерством здравоохранения и социального развития заканчиваем работу над программой импортозамещения в фармацевтической отрасли. Уже проведена предварительная работа с 18 крупными российскими производителями. У многих предприятий создана неплохая база, они перешли на европейские стандарты по производству. И хотя по масштабам они пока не могут тягаться с мировыми гигантами, по качеству это уже западный уровень.
Мы знаем, какая номенклатура нужна регионам, какие предприятия смогут ее обеспечить. До сих пор появляющиеся российские аналоги лекарственных средств не имели успеха в конкурсах, которые проводили по госзакупкам. Но, думаю, в этом году нам удастся переломить ситуацию, по крайней мере по бюджетным закупкам.
О хлебе и молоке
Часто приходится слышать, что в других странах во время кризиса цены, по крайней мере на товары первой необходимости, падают, а в России, напротив, растут. В разгоне цен обвиняют то аппетиты торговли, то производителей. На самом деле причины глубже.
Во-первых, более 40 процентов продовольственного рынка России тоже приходится на импорт. А курс доллара и евро, за которые он покупается, вырос. Цены на импортные товары тянут за собой цены на российские. Ведь они не все в полной мере отечественные, поскольку производятся с использованием импортного сырья. Та же легкая промышленность живет на привозном хлопке, ведь его в России не производят. Корма для птицеводства тоже закупаем за границей.
Во-вторых, у нас нет такой широкой конкуренции, как на Западе. Возьмем, например, молоко и хлеб. В большинстве стран мира булки не выпекают на гигантских заводах, напоминающих металлургические. Это дело в основном малого бизнеса, поскольку хлеб не продукт, который долго лежит, он должен быть горячий и продаваться с пылу с жару. А у нас на этом рынке доминируют крупные предприятия, как, впрочем, и на молочном. Пять компаний контролируют 55 процентов российского рынка молока. А молоко - не автомобиль, его на складе не подержишь. Это вообще региональный продукт - смешно возить молоко из Питера во Владивосток. Так что быстро здесь ситуацию не изменишь. Но мы над ней работаем.
О торговле
Конкуренция отсутствует и в торговле. У нас количество торговых площадей и полок в магазинах в разы меньше, чем в любой развитой стране. Так что наша торговля не борется за производителя, ее интересует только покупатель. Но и здесь у человека нет большого выбора - магазинов-то не так уж и много. Таким образом, поле для конкуренции сжато сразу с двух сторон. Надо расширять конкурентную среду, создавать условия для увеличения торговых площадей.
Кстати, вопреки расхожему мнению, никакой сверхприбыли в торговле нет. Мы только что подвели итоги по прибыли и убыткам по всей российской экономике в четвертом квартале 2008 года. 442 миллиарда рублей в минусе. Самые колоссальные убытки в оптовой торговле - 384,8 миллиарда рублей и обрабатывающей промышленности - 115,8 миллиарда рублей. В розничной торговле финансовый результат пока положительный, но даже в самом горячем декабре он упал в три раза. Так что не надо делать из торговли врага.
Меня вообще очень волнует попытка внести раздрай между отраслями. Сельхозпроизводители утверждают, что источник всех их бед - торговля, металлурги на угольщиков вину переносят, авиаперевозчики на авиастроителей. И пошло-поехало. Каждый пытается создать образ врага. Я стараюсь гасить такие настроения. На мой взгляд, это самое опасное, что сейчас происходит. Только вместе, всем миром мы сможем достойно выйти из кризиса и не растерять шансы для дальнейшего развития.
Пока, к сожалению, мы не успели перестроить структуру российской экономики, чтобы она была более эффективной, конкурентоспособной, самодостаточной, соответствовала внутреннему рынку. К этому мы только приступили, разработав и приняв стратегии развития для 15 важнейших отраслей. Они начали реализовываться. Несмотря на кризис, цели, поставленные в этих документах, по-прежнему актуальны. И сейчас надо приложить все усилия, чтобы выйти из него с минимальными потерями, использовав те шансы, которые этот кризис нам предоставляет. Надо стимулировать те точки роста, которые помогут нам в посткризисный период идти вперед, развиваться и модернизировать структуру экономики.
О кредитах бизнесу
Сейчас очень важно восстановить кредитные взаимоотношения между производителями и банками.
Для предприятий, включенных в список системообразующих, будет использован такой инструмент, как выдача госгарантий по кредитам. Государство готово предоставить их на 50 процентов от суммы кредита. Мы уже рассмотрели заявки по госгарантиям для автопроизводителей - АвтоВАЗа, КАМАЗа, "Соллерса" и предприятий Группы ГАЗ, две из них - КАМАЗу и "Соллерсу" - были одобрены. Суммарный объем кредитов, необходимых этим четырем компаниям, - примерно 60 миллиардов рублей. Но госгарантии предусмотрены и для других отраслей экономики.
Однако после обсуждения ситуации по автопрому мы поняли, что только этой мерой не обойтись. И предусмотрели в антикризисном плане субсидирование процентных ставок по кредитам на текущую деятельность предприятий. До сих пор такой механизм был заложен только для кредитов, взятых на модернизацию и развитие. Но сегодня у предприятий проблемы не только со средствами на обновление производства, денег катастрофически не хватает, что называется, на повседневные нужды.
Допустим, предприятие договаривается с банком о кредите на текущую деятельность на 10 миллиардов рублей на 2-3 года. Банк получает государственную гарантию на половину этой суммы. Но цена кредита все равно остается высокой, например, 18,5 процента годовых. От 10 миллиардов набежит почти 2 миллиарда рублей в год. Предприятие, по идее, должно поднять цену на свою продукцию, чтобы отбить этот процент и вернуть кредит. Но тут появляется риск, что товар не будет продан. Зачем тогда вообще брать деньги? Вот такой гордиев узел получается. Разрубить его поможет государственное субсидирование процентных ставок по кредитам на текущую деятельность предприятий. Эта мера будет применяться одновременно с госгарантиями.
Но господдержка не рассчитана на все без исключения системообразующие предприятия. Она будет оказана только тем, кто может доказать, что оправдает вложения.
Подготовила Елена Кукол
Министерство промышленности и торговли РФ
Почтовый адрес: 109074, г. Москва,
Китайгородский проезд, дом 7
Справочная служба: (495) 710-55-00
Факс: (495) 710-57-22