Военное ведомство объявило о том, что в ближайшие два года квартиры получат более 90 тысяч военнослужащих.
Однако немалая часть квартир сейчас находится в распоряжении органов местного самоуправления. А гражданские власти порой считают, что перед военными у них обязательств нет, и просто отказываются прописывать. Правовая коллизия действительно существует и давно требует законодательного разрешения.
В крупных гарнизонах жилье строило, как правило, минобороны. Естественно, ему оно и принадлежало. И если офицер или прапорщик переводился в другой гарнизон, то его освободившуюся квартиру получал бесквартирный очередник.
Однако в минобороны рассудили по-рыночному и решили избавиться от "непрофильных активов". Практически все жилые фонды, за исключением тех, что находились в закрытых военных городках, передали в собственность органам местного самоуправления. Но при этом забыли обеспечить эту передачу правовыми актами, трактуемыми четко и однозначно. Видимо, решили, что жилищные вопросы будут регулироваться Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Этот закон закрепляет право служивых на предоставление им жилья, освобожденного теми, кто переводится в другие гарнизоны. И не учли, что все это хорошо работало, когда квартиры военных гарнизонов были ведомственными. А как быть, когда квартиры стали частью муниципального жилищного фонда?
Крыша есть, а прописаться нельзя
Жилищный кодекс четко устанавливает компетенцию органов местного самоуправления в области жилищных отношений. А жилфонд, ранее принадлежавший минобороны, часто передавался в муниципальную собственность без наделения органов местной власти государственными полномочиями, дающими право предоставлять военным квартиры как иной категории граждан в соответствии с частью 4 статьи 49 этого самого Кодекса.
И сразу возникли конфликты. Предположим, военнослужащий выезжает вместе с семьей в другой гарнизон. Освобожденную жилплощадь командование его части, предоставляет другому военнослужащему. А органы местного самоуправления отказываются заключать договор социального найма с новым квартиросъемщиком. Они считают жилплощадь своей, а новое вселение - незаконным, противоречащим Жилищному кодексу. По их мнению, освободившаяся квартира должна быть отдана гражданским очередникам из числа малоимущих и остро нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По всей стране идет череда судебных разбирательств. Повсеместно суд становится на сторону военнослужащих. Тем не менее местные администрации, соглашаясь с конкретным судебным решением, в следующий раз опять отказывают военным в заключении договора социального найма.
Администрация муниципального образования Сертолово Ленинградской области даже обращалась в Конституционный суд с жалобой на то, что Закон "О статусе военнослужащих" нарушает конституционные права и свободы гражданского населения и ущемляет права органов местного самоуправления. В частности, ограничивается их право владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью.
В своем определении (N 453-О от 25 декабря 2003 года) Конституционный суд отметил: "...несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления".
Фактически суд признал, что в случае предоставления военнослужащим квартир, находящихся в муниципальной собственности, законодательство допускает различные толкования. Искать решение надо совместными усилиями, помня о приоритете общегосударственных интересов. Это в теории. В жизни ситуация оказалась в правовом тупике.
Военное положение
Когда-то Кантемировская дивизия имела очень большой жилой фонд. Теперь почти весь он передан в собственность Наро-Фоминска. Однако военная служба продолжается. И около сотни квартир в ближайшем будущем могут быть освобождены. Кто в них вселится? Очередники городского поселения или военнослужащие, имеющие право на жилье в соответствии с законом о своем статусе? Вопрос открыт.
С точки зрения городских властей проблем никаких не будет, если освобождаемое военнослужащими жилье отнести к разряду служебного, то есть занимать его офицеры, прапорщики и солдаты-контрактники будут временно, пока служат. Однако сами военные считают, что у них должен быть выбор. Либо они вселяются и приватизируют квартиры, либо живут временно в ожидании жилищных сертификатов, чтобы переехать в другое место, освободив жилье для бесквартирных однополчан.
В принципе городские власти готовы и к такому варианту. Но для этого, как утверждает юридическая служба администрации, органы мест ного самоуправления должны быть наделены полномочиями на обеспечение военнослужащих жильем в особом порядке. Причем эти полномочия необходимо четко прописать в законе. Ведь совершенно противоестественно, если из-за каждой квартиры приходится судиться, доказывая очевидные вещи. А пока именно так и происходит.
Одна из военнослужащих Кантемировской дивизии задала вопрос на эту тему президенту России во время прошедшей "прямой линии". По поручению президента ответила замминистра жилищно-коммунального хозяйства Московской области Р. Денисова. Опять же со ссылкой на Закон "О статусе военнослужащих" чиновник областного правительства заявила, что в случае освобождения жилых помещений военнослужащими их должны занимать другие военнослужащие. Все ясно, но... Ответ завершался так: "При отказе органов местного самоуправления повторно заселять указанные жилые помещения военнослужащими и членами их семей следует обращаться в суд". Круг замкнулся.
Юридическая служба минобороны подготовила проект изменения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Если он будет утвержден, то почвы для вольных толкований о том, кто имеет право первоочередного вселения в муниципальное жилье, не останется. Вот только когда эта поправка будет внесена, рассмотрена и утверждена? Неизвестно. А страсти вокруг квартир бушуют сегодня.