Сейчас в межрегиональном управлении Росимущества по Российской академии наук работает комиссия по ликвидации. С чем связана эта акция? Смогут ли теперь институты сдавать помещения в аренду? Об этом корреспондент "РГ" беседует с вице-президентом РАН, академиком Александром Некипеловым.
Российская газета: Как работала схема управления академическим имуществом, которая сейчас ликвидируется?
Александр Некипелов: Скажу сразу, что все имущество академии было и остается федеральной собственностью. Законодатель предоставил РАН право выполнять от имени Российской Федерации основные функции по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Академия должна согласовывать с государственным органом, отвечающим за управление федеральным имуществом, сделки, связанные с его сдачей в аренду, внесением в качестве вклада в уставные фонды коммерческих обществ, использованием в инвестиционных контрактах и, конечно, продажу. Таким органом, статус которого в 1998 г. был согласован между Минимуществом России и РАН, и было до последнего времени специальное межрегиональное управление Росимущества. Именно оно сейчас и ликвидируется.
РГ: С чем связан такой шаг?
Некипелов: Причины называются разные. Например, указывается, что существование такой "трансфедеральной" структуры - ведь организации РАН расположены в 69 субъектах Федерации - плохо стыкуется с территориальным принципом организации Росимущества. Кроме того, признано нецелесообразным сохранять систему, объединявшую работу Росимущества и академии. Хотя, на наш взгляд, она была достаточно эффективна. Так, руководитель межрегионального управления - им многие годы был академик Л.И.Леонтьев - назначался Росимуществом по представлению президиума РАН. Он не получал зарплаты в межрегиональном управлении, не являлся госслужащим. Кроме того, сотрудники академического агентства по имуществу - подразделения президиума РАН - работали в межрегиональном управлении бок о бок со штатными сотрудниками Росимущества. Само управление располагалось в одном из зданий президиума РАН.
Хочу расставить точки над "i". Мы в академии сожалеем, что Минэкономразвития России и подведомственное ему Росимущество не сумели оценить преимуществ совместной деятельности по управлению федеральным имуществом, находящимся у РАН. Но, если они считают, что лучше справятся в одиночку, это их право. Нас же беспокоит одно: любые реформы, проводимые в Росимуществе, не должны угрожать сохранности активов, переданных государством академии, а также правам РАН по владению ими, пользованию и распоряжению.
А здесь есть серьезные опасения. При передаче прав межрегионального управления на места можно потерять целостность управления крупным имущественным комплексом. Ведь академия практически не сможет эффективно взаимодействовать сразу с 69 организациями Росимущества. Тем более что они смутно представляют себе особенности правового положения академии. Так, в одном из регионов известие о предстоящей ликвидации межрегионального органа местное подразделение Росимущества интерпретировало как сигнал к изъятию имущества академических организаций и перераспределению его в соответствии с местными нуждами.
Дорого обходится нам и непродуманность принимаемых мер. Уже три месяца ни одна из организаций академии не получает платежи от арендаторов: забыли, что после ликвидации межрегионального управления кто-то должен утверждать сметы по расходованию арендных денег, а без этого казначейство не может переводить платежи академическим организациям. Большие проблемы возникали и с регистрацией академического имущества, участием в судебных спорах.
Эти опасения президент РАН Юрий Сергеевич Осипов изложил премьер-министру Владимиру Владимировичу Путину, который дал поручение срочно разобраться с этим вопросом.
РГ: Что же в итоге решено?
Некипелов: Состоялась встреча с руководством Минэкономразвития России. Замминистра А.Ю. Левицкая, подчеркнув, что идея даже временного сохранения межрегионального управления Росимущества для министерства неприемлема, предложила иной вариант. Функции этого управления возьмет на себя центральный аппарат Росимущества во главе с одним из заместителей председателя, а функции филиалов межрегионального управления в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке - соответствующие территориальные структуры Росимущества. Мы не стали возражать, ведь при таком варианте у академии сохраняется право на контроль за имущественным комплексом. Однако дальнейшее развитие событий ничего, кроме недоумения, вызвать не может.
Прошло уже более двух недель, а обещанный протокол встречи в академию так и не прислан. Тем временем поручение председателя правительства было "закрыто" письмом, сообщающим (без раскрытия сути достигнутых договоренностей), что академия дала "добро" на ликвидацию межрегионального управления Росимущества. Наконец, в прямом противоречии с этими договоренностями началась передача функций межрегионального управления всем (а не четырем указанным выше) местным органам Росимущества.
РГ: Какова стоимость академического имущества? И смогут ли, как и прежде, институты сдавать помещения в аренду?
Некипелов: Балансовая стоимость основных фондов РАН составляла на 1 января 2008 г. немногим более 120 миллиардов рублей (без учета земельных участков, которые находятся у РАН на правах бессрочного пользования). Что касается аренды, то нормы закона, который предоставляет РАН такое право, пока никто не отменял. По закону арендные поступления - это дополнительное бюджетное финансирование и оно может расходоваться лишь на поддержание и развитие федерального имущества, находящегося в распоряжении академии. В прошлом году такие поступления по академии составили примерно 1,8 миллиарда рублей.