02.04.2009 01:00
    Поделиться

    Музей парикмахерского искусства работает в Тюмени

    Собирать коллекцию тюменский мастер с тридцатилетним стажем начала больше двадцати лет назад с самых обычных расчесок.

    - По характеру я куркуль, мне жалко что-то выбрасывать, - рассказывает хозяйка музея Надежда Самбулова. - Когда появилось несколько экспонатов - разместила в парикмахерском зале. А на ловца и зверь бежит: что-то стали приносить коллеги, что-то - клиенты. Приходят на стрижку, например, бабушки, видят экспонаты и вспоминают, что что-то подобное хранится и в их сундуках, - и несут мне.

    Вот, например, самодельные коклюшки для завивки волос. В продаже раньше такие вещи достать было практически невозможно. Местные мужики вытачивали на токарных станках и предлагали парикмахерским. Цена сотни коклюшек была равна стоимости завивки.

    - А это самодельные ножницы, - продолжает экскурсию Надежда и вспоминает конкурс причесок, который проходил в восьмидесятые годы в Саратове, когда известный цирюльник из Германии признался, что восхищается русскими мастерами, которые имеют только руки, воду и допотопные ножницы, но делают такое, что весь мир преклоняет перед ними колено.

    - Сейчас трудно поверить, но тогда действительно даже ножницы хорошие невозможно было купить, - продолжает хозяйка музея. - Если мастер ехал за границу, он экономил на чем угодно, даже на еде, но ножницы приво­зил. А уж дома мы колдовали над прическами как могли. Для укладки волос варили льняное семя. Одну кастрюлю убирали с плитки, другую ставили. Локоны модницам "сажали" на сахарный сироп. Страшно дефицитной была даже краска "Рубин", а потому волосы красили марганцем, луковичной шелухой, добавляли зеленки.

    Все эти парикмахерские хитрости теперь уже в истории, а значит, в музее. Рядом с ними и раритетные предметы, которые настоящие коллекционеры точно бы не поскупились приобрести: дореволюционные весы для взвешивания краски и тех же времен пульверизатор, керамический фен сороковых годов прошлого века, похожая на паяльную лампу паровая завивка, марсельевские щипцы, напоминающие больше орудие для пыток, нежели современную плойку, старинные бритвы. Одну из них музею подарил тюменский ветеран. В небольшом футляре, с которым дедушка прошел всю Великую Отечественную, сохранились и станок, и лезвия, и даже кусочки мыла.

    По словам Надежды Самбуловой, подобных музеев в мире всего восемь, два из них в России - в Москве и Тюмени, причем тюменский появился даже раньше. Но, несмотря на это, конкуренции между владельцами нет, наоборот, экспонатами даже обмениваются.

    Поделиться