Проблема неплатежей за энергоресурсы в последнее время обострилась. Стоит ли винить в этом мировой финансовый кризис и как бороться с должниками?
Ответы на эти вопросы пытались найти эксперты "РГ": генеральный директор ООО "Челябинскрегионгаз" Юрий Фишер, заместитель генерального директора ЗАО "Уралсевергаз" Дмитрий Лавренко и первый заместитель главы администрации Каменска-Уральского Алексей Шмыков.
Принцип неплательщика
Российская газета: Растущая задолженность становится одним из факторов коммерческого риска для поставщика. Насколько возросли в этом году долги потребителей вашим предприятиям?
Дмитрий Лавренко: Отношение текущей дебиторской задолженности к обороту по сравнению с февралем предыдущего года выросло в сопоставимых ценах в 1,5 раза. На 25 марта она составляла 3 миллиарда 426 миллионов рублей. Эта сумма практически равна среднемесячному объему реализации предприятия.
Юрий Фишер: У нас ситуация тоже серьезная: на 1 марта дебиторская задолженность составила 1,6 миллиарда рублей.
РГ: Вероятно, одна из причин роста неплатежей - дефицит оборотных средств у предприятий, пострадавших от кризиса?
Лавренко: Крупные предприятия, несмотря на проблемы, связанные с кризисом, в состоянии управлять своими финансами, поэтому их задолженность невелика. Есть, конечно, такие, которые системно не платят, - известные в области заводы, регулярно становящиеся целью рейдерских атак. Задолженность малого и среднего бизнеса тоже невелика. Зато более двух миллиардов рублей - долг жилищно-коммунального сектора (при месячной реализации 455 миллионов). То есть предприятия ЖКХ не платят за газ по 4,5 месяца. Это в среднем, а есть среди них и такие, которые не рассчитываются годами.
Фишер: В Челябинской области структура задолженности аналогичная: 60 процентов приходится на организации коммунального комплекса - порядка 700 миллионов рублей. В третьем квартале 2008 года нам удалось довести объем дебиторской задолженности до самого низкого показателя за последние семь лет. Но четвертый квартал всю эту работу пустил насмарку.
Промышленный блок в основном выполняет условия действующих договоров, в том числе режим авансовой оплаты. Есть серьезные проблемы с несколькими предприятиями, например, со Златоустовским металлургическим заводом: предприятие не только за газ задолжало более чем за 3,5 месяца, там задерживается зарплата, идут забастовки. Мы вынуждены были ограничить газоснабжения завода.
Ответственность одной стороны
РГ: Неужели отключение остается самым распространенным способом борьбы с должниками?
Фишер: К сожалению, эта мера - самая эффективная. Ограничению всегда предшествуют переговоры, введение графика погашения задолженности. Если не подействовали все рычаги взаимодействия, приходится применять ограничение. Например, кузнечно-прессовый завод через 10 часов после отключения погасил задолженность, причем сразу за четыре месяца. К сожалению, сегодня эта вынужденная мера становится все более актуальной: в 2008 году мы ввели в три раза больше ограничений, чем в 2007-м.
Лавренко: Перед началом отопительного сезона, когда летят "белые мухи", деньги обычно находятся. Поэтому осенью нам удается хотя бы немного снизить дебиторскую задолженность.
РГ: На прошлой неделе крупная энергетическая компания сообщила о том, что ее потребитель привлечен к уголовной ответственности за систематическую неоплату услуг…
Фишер: Мы тоже ведем системную претензионно-исковую работу. Уже наработали определенную практику с судами. Кроме того, мы первыми в системе Газпрома сумели наладить эффективное взаимодействие с прокуратурой по работе с должниками. Наши совместные действия получили поддержку на всех уровнях исполнительной и законодательной власти. Позиция регионального правительства постепенно меняется: теперь они в ряде случаев поддерживают нас даже при отключении потребителя.
Лавренко: В отличие от Челябинской области, в вопросах отключения должников наше предприятие остается один на один с нерадивыми потребителями. Мы вынуждены поставлять газ некоторым из них, даже будучи уверенными, что они не заплатят. Потому что за ними стоит население. Тут всегда всплывает понятие социальной ответственности, но, к сожалению, у этого понятия нет ни правовой базы, ни экономической - только риторика. Что касается нас - поставщиков газа, то мы свою социальную ответственность давно доказали: мы каждый день кредитуем, а порой субсидируем потребителей. Но кто-то должен разделить с нами эту ответственность.
РГ: Вы говорите о разделении ответственности с властью?
Лавренко: Социальная ответственность не может быть избирательной. Нельзя, чтобы кто-то был социально ответственен, а кто-то нет. Если говорить кратко и схематично, то у каждого социального института своя задача. Социальная ответственность власти вообще - в том, чтобы организовывать процессы надежного жизнеобеспечения людей и контролировать эти процессы через прозрачные и эффективные механизмы. Социальная ответственность потребителей заключается в том, чтобы, исправно оплачивая собственные счета, обеспечивать стабильность поставок в регион в целом и, соответственно, энергетическую безопасность территории. Социальная ответственность муниципальных властей - в том числе формировать надлежащие, экономически обоснованные нормативы потребления, контролировать сбор денег предприятиями ЖКХ с населения и их целевое использование. А социальная ответственность силовых структур - следить за соблюдением законности в этой сфере, чтобы, с одной стороны, потребитель не имел возможности жить за чужой счет, с другой - чтобы на
казание за неплатежи было неотвратимым. Потому что в конечном итоге неплатежи ставят под угрозу нормальное жизнеобеспечение всей области.
Если в области несколько поставщиков газа, то все они должны нести равномерную нагрузку по обеспечению энергобезопасности и, в частности, теплоснабжения населения и предприятий социальной сферы.
Фишер: У нашего предприятия 2350 договоров. Независимый поставщик, "Новатэк", имеет три основных договора поставки на три миллиарда кубометров, и 50 - 70 договоров мелких. Вся социальная нагрузка у нас, платежеспособные потребители - у них.
Лавренко: Требуется механизм, который справедливо распределил бы социальную нагрузку. Вероятно, это должны быть некие соглашения, которые руководство области заключит со всеми поставщиками. В том числе они станут своего рода "входными билетами" для новых поставщиков на региональный рынок. Подобные соглашения должны заключаться и на уровне муниципалитетов. Может быть, они должны быть трехсторонними. Есть над чем подумать всем заинтересованным сторонам.
Фишер: Приобретая хлеб, мы сначала его оплачиваем и только затем получаем. Когда речь идет о безопасности, жизни и здоровье людей, состоянии коммунального хозяйства - все по-другому. Есть ряд промышленных потребителей, которые сознательно сохраняют коммунальный сектор, чтобы использовать население как "живой щит".
Занять на банкротство
РГ: Таким образом и возникают безнадежные долги коммунального сектора?
Фишер: Доказано, что 86 процентов банкротств на территории Челябинской области - преднамеренные. В секторе ЖКХ сложилась порочная практика: пройти отопительный сезон, не заплатить за газ, а потом обанкротить предприятие. По ряду коммунальных предприятий возбуждены уголовные дела, создается постоянно действующая рабочая группа при прокуратуре по предотвращению преднамеренных банкротств.
Лавренко: В Свердловской области я не помню случаев возбуждения уголовных дел по фактам преднамеренного банкротства. Например, Лобвинский биохимический завод был должен за газ порядка 40 миллионов. На смену ему пришло одноименное ООО, которое теперь тоже банкрот. За полгода оно сожгло газа на 50 миллионов рублей, не заплатив ни копейки. Между тем нам дважды отказали в возбуждении уголовного дела по факту преднамеренного банкротства.
Такого рода действия носят массовый характер. Как правило, после банкротства предприятия с него уже ничего нельзя взыскать - конкурсная масса ничтожна. В такой ситуации мы нуждаемся в поддержке надзорных и силовых органов.
РГ: Может быть, виноваты не столько управляющие компании и коммунальные предприятия, сколько недисциплинированное население?
Фишер: Мы обслуживаем более 805 тысяч абонентов. Раньше, когда они рассчитывались за газ через управляющую компанию, процент оплаты был 62 - 63. На прямых расчетах - 97 - 98.
Есть еще одна проблема. Согласно законодательству, мы имеем право на ограничение потребителей, если задолженность превышает два периода. И многие предприятия вполне устраивает двухмесячный долг. Они намеренно идут на различные способы затягивания расчетов, используя газ как товарный кредит.
Заплатка на трубу
РГ: Одной из причин образования задолженности называют необоснованность тарифов…
Лавренко: Да, тарифное регулирование и установление нормативов далеки от совершенства. Однако проблема неплатежей в сфере ЖКХ - системная. Давайте посмотрим по всей цепочке. Газ перерабатывается в тепло в котельных, многие из которых неэффективны. Уже на этом этапе теряется значительная часть топлива. Средний КПД газовых котельных - порядка 81 процента. Однако можно встретить и вдвое меньший показатель. Уровень потерь в теплосетях при транспортировке тепла - порядка 10 процентов. Но немало и таких участков, где потери достигают 50 процентов. Есть северные территории, где трубы теплотрасс уложены поверх земли и присыпаны опилками, нет "обратки" - горячая вода просто сливается. Дальше начинается проблема неплатежей потребителей и - мягко скажем - неэффективности руководителей предприятий ЖКХ, управляющих денежными потоками, поступающими от населения. Таким образом, есть масса этапов, где мы что-то теряем.
К тому же органы, устанавливающие тарифы и нормативы, решают в основном задачи, носящие социальный характер. Порой их решения откровенно популистские. К сожалению, в жертву социальным задачам приносится экономика процесса. В итоге образуется "финансовая дыра", заткнуть которую нечем. И деньги ищут не там, где потеряли, а там, где их можно найти. В частности - у газовиков. А такой подход имеет абсолютно прозрачный негативный финал: рано или поздно поставщики останутся без денег и не смогут закупить необходимые объемы газа для потребителей.
РГ: А где происходят основные потери?
Алексей Шмыков: Состояние бюджетов мелких муниципальных образований таково, что решение вопроса о ремонте теплосетей отодвигается на дальнюю перспективу. Речь идет лишь о том, чтобы изыскать средства на текущие платежи. Но на население это бремя не перекладывается. Крупные города испытывают другие проблемы. Поскольку Федеральная служба по тарифам устанавливает предельные индексы роста тарифов для населения, цена транспортировки энергии минимальна - отсюда и плохое состояние теплотрасс. По нашим подсчетам, потери тепла при транспортировке составляют порядка 25 - 30 процентов. Фактически же учтены в тарифах для Каменска-Уральского лишь 12 процентов. И компенсировать эти убытки нечем.
РГ: Как же решать эту проблему?
Лавренко: Потери можно было бы значительно сократить, прежде всего - и не только в период кризиса - работая над повышением энергоэффективности. В краткосрочной перспективе - это энергосбережение, экономия газа. В среднесрочной - внедрение энергосберегающих технологий, ремонт теплосетей, строительство эффективных котельных.
Шмыков: Для этого требуются серьезные вливания в ЖКХ. В 2006 году Каменск-Уральский перешел на 100-процентную оплату населением коммунальных услуг. Планировалось, что те средства, которые раньше выделялись регионом на субсидирование оплаты населения, теперь поступят в местный бюджет и пойдут на реформирование ЖКХ. Это порядка 500 - 600 миллионов рублей. Задолженность, не имеющая источника погашения, - около 100 миллионов в год, то есть средств областного бюджета было бы достаточно и на ее покрытие, и на ряд мероприятий по модернизации городского коммунального комплекса. Но средства не были выделены. Город же не в состоянии решать такие масштабные проблемы в одиночку.
Лавренко: Пока не утверждены нормативы, соответствующие реальным объемам потребления, разговора о том, кто покроет финансовый разрыв, не получится. А норматив утверждает муниципалитет.
Шмыков: На мой взгляд, норматив достаточный. Проблема в тарифе. Нижний Тагил, Екатеринбург претендуют на получение средств из Фонда поддержки реформирования ЖКХ. Дом попадет в адресную программу при условии установки приборов учета. Разница в потреблении тепла по счетчикам и по нормативу - порядка 10 процентов. Происходит перераспределение нагрузки на тех, у кого нет счетчиков. В результате стопроцентной установки приборов компания, транспортирующая тепло, в сегодняшних условиях просто обанкротится. Потери воды в сетях вообще достигают 40 процентов. Если будет сформирован сбалансированный тариф, тогда бремя распределится равномерно на всех потребителей.
Политическая воля
РГ: Вы поощряете дисциплинированных потребителей?
Лавренко: У нас достаточно гибкая шкала оплаты газа, произведенного предприятиями, не относящимися к структуре Газпрома. Рассчитываясь по предоплате, потребитель может получить ощутимую экономию. Кроме того, мы проводили своего рода "слеты передовиков" - приглашали и отмечали лучшие муниципальные образования.
Фишер: В 2007 году тема долгов за газ впервые была поддержана правительством Челябинской области. Мы проводили замеры общественного мнения и видели, как меняется отношение населения. Но это результат плотного взаимодействия со СМИ на протяжении нескольких лет.
РГ: Что могут сделать для решения проблемы региональные власти?
Лавренко: То, что у нас наконец-то сформировано профильное министерство энергетики и ЖКХ, - это серьезный шаг вперед. Однако совещания, как показывает опыт, никакого эффекта не дают. Министерство не обладает реальными рычагами воздействия ни на муниципалитеты, ни на хозяйствующие субъекты, в действия которых не имеет права вмешиваться. Только координировать. У нас конструктивные отношения с министерством, но у него нет реальных механизмов, чтобы помочь в решении наших проблем.
Шмыков: Зато оно в состоянии обобщить все проблемные вопросы. В области приняли программу развития ЖКХ, правда, на этом дело и встало: без финансовых вливаний в муниципалитетах ничего не произойдет. Да, в этом году бюджет региона будет дефицитным. Но ведь в прошлом году экономика была на подъеме, а проблемы между тем не решались. Анализ почты, поступающей в местную администрацию, показывает, что 80 процентов жителей задают вопросы, касающиеся ЖКХ. А какая доля бюджетных средств была выделена в 2008 году на решение этих вопросов? Один-два процента. Это не решение проблемы.
Лавренко: Из-за невозможности их решить нам пришлось самим заняться теплогенерацией. Дочерняя структура "Уралсевергаза" эксплуатирует уже более 50 котельных. Учитывая, что финансовые возможности и региона, и муниципалитетов ограничены, дочерняя структура "Итеры" "Энеко" сейчас стремится привлечь в область деньги Внешэкономбанка - 4,8 миллиарда - на строительство новых котельных. Это пример системного решения проблемы.
РГ: Есть ли положительные примеры решения проблемы задолженности с помощью административного ресурса?
Фишер: В Башкортостане потребляют в год в среднем 16 миллиардов кубометров газа - примерно столько же, как и в Челябинской области, а дебиторская задолженность в 4,5 раза меньше. Потому что проблему неплатежей там решали начиная с начала 90-х годов. Глава республики сказал: не будете платить - не будет газа.
РГ: А какова ситуация в муниципальных образованиях Свердловской и Челябинской областей?
Лавренко: Положительных примеров уже практически нет. Относительно неплохо выглядят лишь Сухой Лог и Асбест. Отрицательных примеров намного больше. Есть территории, которые за газ платят вызывающе небрежно, делая перечисления крайне редко, и при этом на ничтожные суммы, и им это сходит с рук. Среди хронических должников - Горноуральский городской округ, Ивдельский, Невьянский, Талицкий ГО, и этот список можно продолжать. В решении этого вопроса очень важны социальная ответственность и квалификация руководителей муниципальных образований.
Фишер: При равной структуре потребления газа и схожей специфике территорий Увельский и Каслинский районы Челябинской области кардинально отличаются. Один глава на протяжении пяти лет предпринимал все для того, чтобы модернизировать коммунальное и газовое хозяйство, привлечь средства, и результат очевиден. А в другом районе ежегодно банкротят коммунальные предприятия, создавая новые юридические лица.
Лавренко: Несмотря на сегодняшние финансовые трудности, необходимо реальное участие власти и правоохранительных органов в решении проблемы неплатежей. Потому что - это важно, поэтому повторю еще раз: закрыть "финансовые дыры" только за счет газовиков нереально. Нужен механизм предоставления муниципальных гарантий поставщику, кредитования потребителей под гарантии бюджетов всех уровней.
Фишер: Позиция должна быть однозначной: за газ нельзя не платить. Необходимо говорить об уровне значимости проблемы, ведь ставить под угрозу жизнь и безопасность людей мы не имеем права.
Справка
Свердловская область потребляет 18,4 миллиарда кубометров газа в год, Челябинская - 16,5 миллиарда.