Дмитрий Марьин: Шукшин - крестьянин с душой интеллигента

Обнаружено последнее письмо Василия Шукшина. Оно написано красными чернилами.

Ранее неизвестные письма, дневники, интервью и даже стихотворения вошли в последний том самого полного собрания сочинений Шукшина, подготовленного учеными Алтайского госуниверситета. Наш собеседник - кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и исторического языкознания АлтГУ Дмитрий Марьин.

Раскрытие мифов

Российская газета: Дмитрий Владимирович, вы были редактором последнего, восьмого тома шукшинского собрания. Что интересного найдет там читатель?

Дмитрий Марьин: В восьмом томе Шукшин предстает как личность, во многом незнакомый нам человек. Сюда вошла его публицистика - интервью, литературные беседы, статьи. Набралось более 30 текстов, причем часть мы нашли в ведомственных и местных газетах.

Впервые будут опубликованы многие из 134 писем Василия Макаровича. Одно из них, адресованное первой жене Марии Шумской, заставляет по-новому взглянуть на мотивы поступления Шукшина во ВГИК. Считалось, что он колебался между заочным обучением в историко-архивном институте и очным во ВГИКе и даже послал домой телеграмму с просьбой о совете. А в ответ якобы получил: "Только очно! Мама". При этом есть воспоминания брата о том, что мама даже не знала о такой профессии - режиссер, и сын потом объяснял ей. В письме к Шумской Василий Макарович рассказывает все как было: пришел во ВГИК подавать документы, а там к нему небрежно отнеслись - мол, чего с провинциала возьмешь... И он решил им всем доказать!

Мы публикуем обнаруженные в 2002 году письма периода флотской службы, несколько писем к Виктории Софроновой (матери его первой дочери Екатерины), к министру внутренних дел Щелокову, с просьбой разрешить съемки в колонии для "Калины красной". Многие письма раньше публиковались с купюрами, как, например, письмо из Астрахани 1970 года, когда Шукшин месяц просидел в карантине во время эпидемии холеры. Мы сохранили купюры, только когда Василий Макарович употреблял, скажем так, слова, неудобные для печати...

Особо интересны исследователям, как мне кажется, будут пять его автобиографий. Шукшин ведь в какой-то степени создал миф о самом себе, сознательно искажая некоторые моменты своей биографии - в частности, касающиеся репрессированного отца. Однажды он написал про него: "Погиб на войне". В другой автобиографии читаем: "Лишившись родного отца..." - и ничего о причинах! Только после смерти Сталина Шукшин сказал все как есть.

Красные чернила

РГ: О том, что Шукшин писал стихи, до последнего времени было известно немногим...

Марьин: Свои стихи он, как правило, читал в кругу друзей, иногда - на творческих встречах. Но никогда не публиковал их под своей фамилией! Они появлялись либо в виде стихотворных эпиграфов к рассказам, либо в виде стилизации под народные песни, как например в романах "Любавины" и "Я пришел дать вам волю". Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина специально для нашего собрания сочинений предоставила 11 стихотворений Василия Макаровича. Еще два мы обнаружили сами, причем одно из них, написанное в 1961 году, - в фондах музея в Сростках. Оно очень короткое, называется "О ремесле":

Музы, делайте, что хотите!

Душу надо? Могу продать!

Славу встречу...

Научите

Словом, как дротиком,

попадать.

РГ: Какие из новых документов лично на вас произвели наибольшее впечатление?

Марьин: О-о, таких много... В первом томе впервые будут опубликованы вступительные сочинения Шукшина во ВГИК: в них чувствуются огромный жизненный опыт, собственная творческая позиция и свое представление о правде в творчестве. Невозможно забыть его последнее письмо, отправленное из поселка Клетский, где снимался фильм "Они сражались за Родину", 28 сентября 1974 года. Мать Шукшина получила его 2 октября - в день смерти Василия Макаровича. Написано оно было красными чернилами. И приписка: "Сюда уже больше не пиши".

Крестьянин с душой интеллигента

РГ: Как вам кажется, какое впечатление о Шукшине может сложиться у читателя после прочтения восьмого тома?

Марьин: Думаю, еще четче станет представление о том, что Шукшин был человеком, разорванным между городом и деревней. Без Москвы он бы не стал тем Шукшиным, который и прославил Алтай. Столица приобщила его к высокому искусству и помогла ему реализовать себя. Василий Макарович понимал это. Да, его постоянно тянуло на родину, но он не мог все бросить и уехать. Думы о том, что происходит с человеком, уехавшим из деревни в город, мучили его до конца жизни.

Надеюсь, чтение восьмого тома развеет многие мифы о Шукшине. К примеру, миф о том, что был простым мужиком, любившим носить кирзовые сапоги. Уверяю вас, это не так! Шукшин мог себе позволить модно одеваться. Он был столичным жителем. Очень много читал, интересовался всеми новинками в киноискусстве и литературе, из каждой командировки привозил связки книг, которые нельзя было достать в Москве.

Любопытно, что его творчество первыми серьезно начали изучать не в СССР, а на Западе. Иностранных исследователей заинтересовали герои Шукшина, люди, попавшие под пресс урбанизации, - уже не крестьяне, но еще не горожане. Именно на Западе о шукшинских чудиках сказали как нельзя более точно: "Крестьяне с душой интеллигентов". По сути, он и сам был таким.

строфы

Зори, зори -

Красный сон,

Голубые ливенки,

Синий

с переливом

звон...

Жизнь ты моя милая!

Лихо в поле,

Без дороги -

Ветрами освистано.

Нам - без горя,

Нам - без боли:

На роду написано.

Сыпь налево!

Сыпь направо!

Не давай опомниться.

Песня глупая твоя

В душу ломится.

Песня - люба,

То ли будет!

Задумали смело

........................

Где-то спит моя судьба.

Дай, чтоб зазвенело!

Из неопубликованных писем Василия Шукшина

Москва, 29 марта 1973 г.

Министру внутренних дел СССР

генерал-полковнику

тов. Щелокову Н.А.

Уважаемый Николай Анисимович!

В настоящее время на киностудии "Мосфильм" в активном производственном периоде находится группа кинокартины "Калина красная", которая в скором времени приступит к съемкам.

С литературным сценарием этого фильма Вы уже ознакомились.

Для проведения съемок по фильму просим Вас выделить ответственного консультанта, который подробно будет знакомить творческую группу с атмосферой преступного мира, различными материалами и т.д., а также окажет практическую помощь в решении различных организационных вопросов.

Работники Вашего министерства недавно предоставили нам возможность посетить колонию осужденных в городе Крюково. Ознакомившись с этой колонией, мы просим Вашего разрешения на проведение съемок в кабинете начальника этой колонии и в клубе колонистов с участием содержащихся в колонии осужденных.

Это эпизод, где самодеятельный хор колонистов (40 человек) исполняет песню "Вечерний звон", а остальные осужденные слушают в зале. Съемки планируются на июль-август сего года.

Еще раз с уважением,

В. Шукшин,

режиссер-постановщик,

Г. Крылов,

директор кинокартины

(Из фондов ГМИЛИКА)