Два дня, 25 и 26 марта, в зале заседаний администрации Смоленской области шла оживленная дискуссия. Накануне Дня единения народов здесь состоялось очередное, 14-е по счету заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Cоюза Беларуси и России. На этот раз обсуждалась роль средств массовой информации России, Беларуси и Союзного государства в формировании общественного мнения о процессе союзного строительства. Заинтересованный диалог на эту тему участников заседания - депутатов Парламентского Собрания, представителей Постоянного Комитета Союзного государства, руководителей Смоленской области, дипломатов, журналистов, известных ученых и политологов - позволил глубоко и всесторонне проанализировать ситуацию в белорусско-российском информационном пространстве, обозначить главные задачи СМИ, увидеть проблемы и предложить способы их решения.
То, что союзные СМИ являются мощным инструментом интеграции, - факт бесспорный. Но этим инструментом нужно умело и с максимальной пользой для дела пользоваться. Так коротко можно сформулировать суть состоявшегося разговора. Участники диалога постарались найти ответы на множество актуальных вопросов. Каковы возможности и эффективность средств массовой информации в формировании общественного мнения и союзнического мировоззрения белорусов и россиян? В каком направлении совершенствовать работу? Как наладить сотрудничество с информационными партнерами и активнее подключить к продвижению союзных идей региональные издания? Наконец, давно назревший кадровый вопрос: кто возьмет на себя подготовку журналистов для СМИ Союзного государства? Эти темы были в центре внимания.
Говоря о роли средств массовой информации в союзном строительстве, председатель комиссии Парламентского Собрания по информационной политике, заместитель председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Геннадий Давыдько образно заметил: "Мы не кирпичи кладем, а храм строим". В переводе с языка метафоры это значит, что союзные СМИ должны работать профессионально и ответственно, глубоко вникать в интеграционные проблемы и не только объективно информировать общество, но и активно влиять на принятие властных решений. Журналисты с таким подходом к делу согласились и в свою очередь обратились с наказом к депутатам: необходимо четкое законодательное оформление общего информационного пространства - как одно из важнейших условий повышения эффективности СМИ.
Губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев назвал очень актуальным выбор темы семинара.
- То, что мы сегодня объединяем усилия средств массовой информации по созданию доброжелательного фона интеграционным процессам и ставим перед собой задачу доходчиво объяснять гражданам России и Беларуси преимущества жить, работать и отдыхать вместе, - это важный фактор для обеспечения устойчивости союзного строительства, - подчеркнул он.
По мнению заместителя Госсекретаря Союзного государства Сергея Шухно, в условиях, когда белорусские газеты и телеканалы менее доступны россиянам, чем российские белорусам, союзные СМИ восполняют дефицит информации.
- Информационная составляющая приобретает исключительную роль в формировании общественного мнения, - отметил он. - От того, в какой форме, с каким комментарием граждане Беларуси и России узнают о том или ином событии, зависит и их восприятие, и последующие действия. Успешное решение политических и социальных задач в современном обществе все больше зависит от активности массмедиа.
Посол Беларуси в России Василий Долголев с сожалением констатировал, что союзная тематика зачастую находит свое отражение во многих СМИ только в связи с крупными событиями - взаимные визиты глав государств, переговоры на высшем уровне, заседание Высшего Госсовета. Многообразие жизни в Беларуси на российском информационном поле представлено слабо. В качестве примера дипломат привел ситуацию с вещанием телеканала "Беларусь-ТВ", который, несмотря на все усилия, не получил широкого доступа к российским телезрителям.
На заседании много говорилось также о необходимости тесного сотрудничества с региональными изданиями. Предлагалось больше внимания уделять в союзных СМИ молодежной тематике. Прозвучали и конкретные предложения по подготовке журналистов "союзного профиля". В частности, эту задачу готов взять на себя Институт журналистики БГУ.