Что представляет собой белорусско-российский План совместных действий по минимизации последствий мирового финансового кризиса? Насколько полно используется для этого потенциал Союзного государства? Об этом корреспондент "СОЮЗа" беседует с заместителем министра экономики Беларуси Татьяной Старченко.
- Татьяна Михайловна, как международный финансово-экономический кризис сказался на экономике Беларуси и России и их торгово-экономических отношениях?
- До середины 2008 года торговля двух стран развивалась динамично. Экспорт в Россию возрос по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в 1,4 раза, импорт - в 1,7 раза. Однако затем началось снижение спроса на белорусские товары на внешних рынках, главным образом в России и Украине, что привело к уменьшению валютной выручки, росту дебиторской задолженности, запасов продукции. В результате ухудшилось финансовое состояние отдельных предприятий.
В четвертом квартале 2008 года взаимные поставки Беларуси и России составили лишь около 80 процентов к уровню четвертого квартала 2007 года. Эта тенденция наблюдается и сейчас.
Сокращение производства такими российскими компаниями, как ГАЗ и КАМАЗ, привело к снижению закупок комплектующих изделий на белорусских предприятиях. Кроме того, в связи со снижением платежеспособности российских потребителей существенно снижен спрос на машины и оборудование. Так, поставки в Россию белорусских тракторов в январе 2009 года сократились по сравнению с январем 2008 года в 3 раза, грузовых автомобилей - в 8 раз, машин и механизмов для уборки и обмолота сельхозкультур, мебели - в 2 раза.
- Какие действия нужно противопоставить кризисным явлениям на национальном и совместном уровне?
- Сейчас главное для Беларуси - поддержать свой промышленный потенциал. Нужно повысить его конкурентоспособность, продолжить структурные изменения в экономике, завершить переход к инновационному развитию при сохранении социальной стабильности. Для этого Правительством и Национальным банком утверждены меры по обеспечению стабильной работы валообразующих и иных организаций реального сектора экономики. Предусматриваются поддержка белорусского экспорта и сохранение внешних рынков, повышение конкурентоспособности предприятий, стабилизация их финансового состояния, оптимизация затрат на производство и реализацию продукции. Так что будем изыскивать новые возможности, рынки, ниши для наших товаров. Кроме того, Правительством Беларуси утвержден План первоочередных мероприятий по либерализации экономической деятельности. Это стимул для деловой активности, предпринимательства, привлечения инвестиций, улучшения бизнес-климата.
Однако кризис - мировой, мер на национальном уровне недостаточно для полного его преодоления. Беларусь стремится координировать действия с государствами - членами ЕврАзЭС, в первую очередь с Российской Федерацией. Одна из главных проблем - усиление протекционизма. Опыт показывает: замыкание своих границ не способствует скорейшему преодолению трудностей, особенно в современном глобализированном мире. В условиях дисбаланса мировой экономической системы важно сохранить связи и отношения с основными торговыми партнерами не только для решения текущих проблем, но и как основу для будущего развития.
В связи с этим Правительство страны во внешнеторговых отношениях с Россией прежде всего решает две основные задачи. Первая - обеспечение взаимных расчетов, чтобы не допустить нарастания неплатежей с вытекающими отсюда негативными последствиями. И вторая - сохранение экспортных рынков белорусских производителей, а также сложившихся кооперационных связей между субъектами хозяйствования, прежде всего в реальном секторе.
Объединяя усилия в борьбе с кризисом, правительства Беларуси и России приняли План совместных действий. Предстоит улучшить параметры платежного баланса, усовершенствовать условия предпринимательской деятельности и взаимной торговли, включая укрепление роли российского рубля во взаимных расчетах. Как никогда актуальны развитие производственной кооперации, поддержка инвестиций, равный доступ субъектов хозяйствования на рынки обеих стран, к госзакупкам и государственной поддержке. Сейчас белорусские и российские ведомства на практике осуществляют эти антикризисные меры.
- Что намечено предпринять для недопущения протекционизма в отношении продукции союзных стран?
- Меры, препятствующие влиянию кризиса на внешнеэкономические связи России и Беларуси, являются составной частью Плана совместных действий по минимизации его последствий. В качестве одного из приоритетов предусматривается равный доступ к государственной поддержке, в том числе государственным закупкам. Это касается предприятий, тесно взаимодействующих по кооперации с предприятиями другой стороны или производящих продукцию в соответствии с балансами спроса и предложения Союзного государства. Российской стороне уже представлены перечни белорусских организаций, претендующих на приоритетную поддержку, и сейчас наше министерство ведет активный диалог с Минэкономразвития России по этому вопросу. Кроме того, упрощаются административные и технические процедуры, связанные с экспортно-импортными операциями. Предполагается унифицировать законодательство в сфере технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Это придаст импульс внешней торговле продовольственными товарами. Хотя из-за кризиса приходится идти на определенные финансовые ограничения, создание и развитие товаропроводящей сети и взаимное инвестирование совместных производств остаются важнейшими путями развития общего рынка товаров и услуг.