Родионовский с его двумя сотнями жителей - классическая российская глубинка. До областного центра - 250 километров, до ближайшей власти - администрации Кумылженского сельского поселения - восемь. Поэтому жизнь в хуторе, по сути, держится на общественном самоуправлении.
Несколько лет назад всем селом родионовцы вступили в ТОС, а оперативное управление доверили совету. В него вошли самые авторитетные селяне: бывший депутат райсовета, директор средней школы, бригадир фермерского хозяйства, хуторской атаман, библиотекарь, охранник. Нашлось место даже 16-летнему подростку: он - лучший ученик села, имеет право.
Три месяца назад, следуя веяниям времени, общественный совет переименовался в антикризисный комитет и сосредоточился на вопросах снятия напряженности на местном, пусть и небольшом, рынке труда. И весьма успешно.
На рабочем столе председателя комитета Нины Дерябиной стопкой лежат 46 договоров, заключенных между властями всех уровней и фермерами, работающими на хуторских землях. Но самый важный на сегодня документ - договор с районным центром занятости населения об организации общественных работ.
- С начала года на такой работе у нас задействованы 15 человек, но это только начало. Те, кто уже работает, строят мостки через речку Кумылга, расчищают пляж, благоустраивают территорию, - рассказывает Дерябина. - Скоро ребята из армии вернутся - к фермерам пристроим, благо у них сейчас аврал и планы на урожай не меньше, чем в рекордном прошлом году. Стабильный заработок даст возможность односельчанам пережить сложные времена, а труд их всем на пользу.
За работу на благо родного хутора местные жители получают вполне приемлемую для села зарплату: 2,5 тысячи рублей в месяц им платит центр занятости, еще столько же выделяют антикризисный комитет и власти Кумылженского сельского поселения. Интересно, что за каждой семьей, где кормилец остался без работы, закреплен ответственный из числа членов комитета.
На организацию общественных работ в Родионовском из бюджетов сельского поселения и районного центра занятости в этом году направят 50 тысяч рублей, а общественный антикризисный совет из своего премиального фонда выделит еще 20 тысяч, ведь результаты уже налицо. Силами местных жителей в хуторе провели освещение - поставили фонари на фотоэлементах, чтобы электричество впустую не жечь, переоборудовали фельдшерско-акушерский пункт, через 12 лет после пожара восстановили сельский клуб. Теперь там помимо бильярда, настольного тенниса и кружков для подростков обосновался музей. В общей сложности за последние три года
совет ТОСа направил на развитие собственного села пять миллионов рублей: половину из них составили премиальные, полученные селом - победителем регионального конкурса по развитию местного самоуправления. Вторая половина поступила от местных фермеров - уже как спонсорские деньги.
Проблема вымирания для хутора Родионовский давно не стоит. Наоборот, бывало, уезжают парни в райцентр на сварщика или механика учиться, а потом возвращаются - на земле работать выгодней. У антикризисного комитета и для молодежи готово предложение. В прошлом году на общественные деньги обучили на курсах двоих выпускников школ: на парикмахера и на мастера по ремонту бытовой техники. Оба сейчас работают в помещении клуба, на радость селянам и себе в доход. Из выпускников этого года выберут претендента на звание обувных дел мастера и тоже учиться направят. Но с условием: чтобы домой обязательно вернулся.