Новости

03.04.2009 02:50
Рубрика: Культура

Моноопера по телефону

На "Золотой маске" сыграли "Человеческий голос" Франсиса Пуленка

Опера на фестивале "Золотая маска", как правило, представлена спектаклями крупных государственных театров. Одной из интриг этого года стало вмешательство в состязание тяжеловесов мало кому известной московской антрепризы.

Фонд "Русское исполнительское искусство" выпустил знаменитую монооперу Пуленка "Человеческий голос" и собрался поспорить за главную театральную награду с Большим и Мариинским, а также со спектаклями других театров Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и Якутска.

Созданная в 1958-м на литературной основе монодрамы Жана Кокто опера Пуленка исполняется не так часто в силу трудности немыслимой. Ее единственная героиня с телефонной трубкой в руках ведет нескончаемый - то ли реальный, то ли воображаемый - диалог с возлюбленным, с которым они накануне расстались навсегда. Это своего рода уникальный женский дневник, фиксирующий поток эмоциональных состояний широкого диапазона - от нежности до бездн человеческого отчаяния. Почти час в напряжении слушателей должен держать женский соло-вокал, с помощью оркестра передающий мир тончайших психологических оттенков, интонаций и нюансов. Когда за спиной маячат тени харизматичных певиц-актрис Марии Каллас и Галины Вишневской, понятно, что отважиться на подобное - уже поступок.

Юности, как известно, все нипочем, и в дело вступили: студентка-третьекурсница института Гнесиных Ольга Балашова, молодой режиссер-постановщик Юрий Ардашев, Московский молодежный камерный оркестр (за дирижерским пультом - итальянец Паоло Вальери). Ход предложен радикальный: сцена пуста, никаких намеков на быт, эпоху, время происходящего. Только певица в алом облегающем костюмчике и странная металлическая конструкция, напоминающая каркас огромного кринолина. Интенсивный музыкальный монолог по-французски актриса постоянно совмещает с не менее насыщенным движением по сцене. Закрадывалась мысль, что авторы задались целью выяснить, можно ли спеть труднейший музыкальный текст, да еще на иностранном языке в положении: лежа, скрючившись, на бегу, делая "мостик", "березку", шпагат, кувырок назад, перетаскивая конструкцию или принимая позы из арсенала новообращенцев йоги. Хрупкая и угловатая Ольга Балашова все это проделывает, вдобавок довольно музыкально интонирует, проявляя нетривиальные способности. Но вряд ли постановщики изобрели для нее максимум препятствий, чтобы девушка их героически преодолела и тем самым тронула сердца зрителей.

Как следует из программки, авторов не устраивает "присущая моноопере визуальная статичность", и задуман эксперимент по совмещению "в одном исполнителе вокала, пантомимы и пластики". Что ж, вполне учебная, надо сказать, задача. В подтексте же - сплошь и рядом проявляемое драматическими режиссерами элементарное недоверие к музыке и желание ее любым способом "оживить". В результате из-за суеты, абсолютно неестественной, вымученной пластики и невозможности понимания текста - разрушение цельного образа. Даже в те редкие мгновения, когда возникал очевидный отсыл авторов к искусству первой трети XX века: Пикассо, Матисс, цирковые сюжеты, взлетающий в финале живой голубь...

Культура Театр Фестиваль "Золотая маска"
Добавьте RG.RU 
в избранные источники